О Трактате БАВА КАМА
21 ава 5761 года
23 ава 5761 года ( 12 августа 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 16
Истина, которую Всевышний дал народу Израиля на горе Синай в 1312 году до н.э., сложна и многообразна. Она охватывает все сферы человеческой жизни, в том числе, и законы о возмещении ущерба.
Написано в Торе: “Если боднет бык человека быка ближнего, и умрет (тот бык) и продадут быка живого (который нанес ущерб) и поделят поровну деньги за него, также и убитого разделят пополам. Или, если известно, что бык бодался вчера и позавчера, и не стерегли его (как положено), хозяин его заплатит... быка за быка, а мертвый (бык) будет его” (Шемот , 21-35-36).
Из этого фрагмента Торы учат законы о быке там и о быке муад (там — простодушный, непорочный, не желающий причинить зло, боль; у слова муад — несколько значений, среди них — направленный, нацеленный).
Бык-там — тот, который никогда раньше не бодался, никого не толкнул, не укусил, не лягнул и, садясь или ложась на землю, ничего не раздавил. То есть, ущерба не причинял. За него, если он все же что-то испортил, хозяин выплачивает половину стоимости пострадавшей вещи.
Бык-муад — животное, которое причиняло ущерб не менее двух раз. Владелец его выплачивает полную стоимость урона.
Чем отличается бык-там от быка-муад? Тем, что первый портит что-то случайно. Муад “по характеру” склонен причинять ущерб.
За ущерб, причиненный быком-там, хозяин платит половину стоимости ущерба. На практике это реализуется так: быка продают; если вырученные за него деньги составляют половину стоимости ущерба или больше, хозяин быка выплачивает назначенную сумму; если за быка дают меньше половины стоимости потерь пострадавшего, хозяин быка не обязан добавлять из своего имущества. Это правило учат из фразы: “...и продадут быка живого и поделят пополам деньги за него...” (Шемот, 21-35).
Например, бык, который стоит 20 монет, боднул быка, стоимостью 200 монет. Невила (мертвый, пострадавший бык) стоит 100 монет. Отсюда следует, что хозяин быка, нанесшего ущерб, обязан заплатить истцу 50 монет. Но ведь его бык стоит только 20. И значит, по закону пострадавший не получит больше 20 монет.
Существуют ущербы, которые ѓалаха (закон) изначально относит к разряду муад. Это ущербы, на языке Торы называемые шен (зуб; когда животное что-то съедает) и регель (нога; когда животное вытаптывает, скажем, огород или поле).
Кроме основных видов ущерба, существуют их производные. Например, бык кого-то толкнул или укусил. Ущербы, причиненные таким образом, ѓалаха относит к производным вида ущерба, именуемого керен (рог; когда животное бодается). В одну группу эти ущербы объединяет кавана (намерение) нанести урон, ибо подобные действия никак не назовешь случайными.
Талмуд перечисляет животных, которые, как правило, наносят ущерб. Это — медведь, тигр, змея, волк, лев, пантера. Если такое животное кому-то принадлежит, и оно укусило кого-то или что-то раздавило, его хозяин выплачивает полную стоимость ущерба с первого раза.
За муада платят полную стоимость ущерба. Причем, выплата должна производиться из лучшей части имущества ответчика. Например, с лучшего земельного надела. О муаде в Торе сказано: “...заплатит быком за быка”. И нет здесь указания, что урон компенсируется из расчета стоимости быка, нанесшего вред. И о деньгах тоже не написано .
Подтверждение правила Гемара находит в исторической хронике Диврей а-Ямим .
В отрывке, где рассказывается о похоронах царя Хизкиягу, сказано: “И лег Хизкиягу с отцами его, и похоронили его рядом с высокими почетными могилами сынов Давида, и уважение сделали ему по смерти его вся Иегуда и жители Иерусалима” (Диврей а-Ямим , 2-33).
Кто был похоронен в “высоких почетных могилах”? Царь Давид и царь Шломо.
Гемара обращает внимание на слово “почетный” — то же слово (на иврите) употребляет Талмуд, когда ведет речь о компенсации за ущерб, причиненный муадом. И делает вывод: значит, ответчик платит за муада из лучшей части своего имущества.
Термин муад имеет еще значение — предупрежден. Этот перевод слова объясняет, почему Талмуд говорит о человеке — муад леолам. То есть человек предупрежден на все времена. Он не может вдруг броситься на кого-то, а потом объяснять, что такое случилось с ним впервые, и потому его поступок требует снисхождения. Человек всегда несет полную ответственность за свое поведение. И в этом его отличие от быка .
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|