ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Йом Кипур
начинается с вечера

11 октября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

7.10.2024, 5 Tishri, 5785

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



3 хешвана 5761 года


3 хешвана 5761 года (20 октября 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 85

 

Всевышний запретил наносить ущерб ближнему. Тот, кто нарушил запрет, должен оплатить пострадавшему ущерб, боль, лечение, моральный урон и вынужденные простои в работе.

В нашем листе обсуждается проблемы выплаты разного вида компенсаций. Из какого расчета выводят сумму оплаты за причиненную боль? Пострадавшего спрашивают, сколько денег он заплатил бы, чтобы избавиться от этой боли. Названная сумма берется за основу.

Есть некоторые проблемы и при выплате за лечение. По закону, если время, необходимое на лечение и его стоимость определены с самого начала, и виновный заплатил необходимую сумму, в дальнейшем он ничего не обязан добавлять. Но если виновный платит за лечение постепенно, по мере обращений к врачу, он платит и потом, если у потерпевшего возникли осложнения, связанные с нанесенной раной. По той же схеме он оплачивает и вынужденные простои в работе.

Откуда берется правило взыскивать с виновного не только за причиненный ущерб, но и за боль, за вынужденные простои в работе и за моральный урон?

Из Торы, где сказано, что заповедал Всевышний: пусть заплатит виновный “рану за рану” (Шемот, 21-25).

Отдельно сказано об оплате лечения: “обязательно вылечит” (там же, 19).

Финансовые проблемы тесно переплетаются с этическими и педагогическими.

Тора категорически запрещает поднимать руку на родителей. Тот, кто нарушил запрет, обязан заплатить за боль, лечение, ущерб, простои в работе. Тот, кто ударил отца или мать до крови, заслужил смертную казнь.

Такая строгость вызвана необычайной значимостью заповеди Торы — “почитай родителей”. Она относится к первым десяти заповедям, которые Творец дал в самом начале на горе Синай и которые были высечены на Скрижалях Завета.

В чем выражается исполнение этой заповеди?

Один из наших Учителей начала 20-го века Хофец Хаим в своей Краткой книге заповедей пишет: “Сын должен обеспечивать отца едой и питьем, а также одеждой из отцовских денег (ходить, например, в магазин). Если же у отца нет денег, а у сына они есть, согласно законам Торы, сын обязан кормить отца за свой счет, исходя из своих возможностей...”.

Если сын поставлен перед выбором: исполнить заповедь или откликнуться на просьбу отца (скажем, отец просит стакан воды), он обязан прежде выполнить просьбу отца, даже в том случае, если заповедь тем временем уйдет из его рук. Но при условии, что заповедь эту исполнит кто-то другой. Если — некому, он должен (в определенных случаях) сам исполнить заповедь...

Сын может не выполнить волю отца, если тот обращается к нему с просьбой, противоречащей законам Торы или установлениям мудрецов. Все мы: и отцы, и дети должны выполнять волю Всевышнего. Но даже отказывая отцу в выполнении просьбы, нельзя повышать голос или проявлять непочтение. Необходимо доброжелательно объяснить причину отказа.

Тора предписывает испытывать трепет перед родителями. В чем это проявляется?

Без разрешения отца сын за семейным столом не садится на то место, где обычно сидит отец. Нельзя перечить отцу, называть его по имени...

Такой же трепет дети должны испытывать и перед матерью.

В Торе трепет перед родителями приравнивается к трепету, который испытывает человек перед Творцом. Всевышний создал мир. Также родители создали своего ребенка.

Говорит Гемара, что трое участвуют в создании человека. От матери — все красное (кровь), от отца — все белое (мозг), а душу дает Всевышний.

Еврей почитает родителей и после их смерти. Законы траура по ним соблюдаются дольше, чем по другим родственникам. Ежегодно дети обязаны отмечать йорцайт — годовщину со дня смерти.

В субботу накануне йорцайта сын поднимается к чтению Торы. А в сам день скорби молится, если умеет, как шалиах цибур (ведущий молитву) и учит Мишна (часть Устной Торы), чтобы возвысить душу ушедшего из земной жизни — слово мишна состоит из тех же букв, что и слово нешама (душа). Необходимо также читать в этот день определенные Теилим (Псалмы царя Давида) и в миньяне (не менее десяти взрослых евреев-мужчин) — кадиш (особую молитву, освящающую Имя Всевышнего).



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Для мамы мужа мы — не «одна плоть»


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля