О Трактате БАВА КАМА
29 тишрея 5761 года
29 тишрея 5761 года (16 октября 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 81
В нашем листе Талмуд продолжает
обсуждение выведенных нашими Учителями
правил, призванных устанавливать
социальную справедливость и
добрососедские отношения между людьми.
Гемара возвращается к сказанному в
предыдущем листе и уточняет, кто автор
постановления, разрешающего ходить по
тропинкам, проложенным на чужом поле, чтобы
сократить путь. Там говорилось — Иегошуа
бин Нун. Теперь Гемара выдвигает новую
версию: царь Шломо.
Допустим, хозяин поля не разрешает
пользоваться его тропинками. А урожай убран,
и нечего портить. Что про него подумают люди?..
Говорит царь Шломо в Псалмах: “Не
отказывайся делать добро нуждающемуся,
когда есть в руке твоей сила сделать это” (Мишлей ,
3-27).
Гемара вспоминает другие законы,
призывающие совершать добрые дела.
Если кто-то видит, что ближний — в
опасности, он должен спасти его или
позвать соседей на помощь, если не в
состоянии справиться сам. А если пройдет
мимо, нарушит заповедь Всевышнего: “Не стой
равнодушно на крови ближнего твоего”.
Тора гармонично сочетает интересы личные
с общественными.
Так, в определенный период разрешает
владельцам садов и полей вынести отходы
урожая в общественное владение. Эти отходы
растопчут ногами люди и скот. Но если из-за
них кому-то нанесен ущерб, хозяин отходов
платит компенсацию.
Если чьи-то пчелы вылетели из улья и
расселись на ветках соседского дерева,
хозяин пчел может вернуть себе свою
собственность. Но каким способом? На этот
счет существуют разные мнения. Согласно
первому, хозяин пчел имеет право срезать с
соседского дерева ветку, на которой сидят
пчелы, а потом возместить соседу убытки.
Согласно второму, хозяин пчел может войти
на территорию соседского двора и забрать
пчел, не срезая ветку.
В основе требования Торы делать добро
лежит заповедь: “Возлюби ближнего как
самого себя”.
Слово любовь (а hава)
по определению означает “давать”, “делиться”,
“делать что-то” для того, кого любишь.
Ходи путями Всевышнего, — говорит Гемара.
— Сказано о Творце: “И сделал Творец
человеку и его жене одежды кожаные и одел их”
(Берешит, 3-21). Так и ты должен одевать
нагих.
Написано: “И явился ему (Аврааму)
Всевышний в дубраве Мамрэ...” (Берешит,
18-1). Творец посещал больных, навестил
Авраама после брит-милы (обрезания). Так и
человек должен навещать больных.
Сказано в Торе: “И похоронил его (Моше-рабейну)
в долине, в земле Моавитской...” (Дварим,
34-6). Всевышний хоронил мертвых. Так и
человек должен отдать последнюю дань
ушедшему из земной жизни.
Всевышний утешал Ицхака после смерти
Авраама. Так и люди должны утешать
скорбящих.
В системе данных в Торе ценностей Творец
установил определенную иерархию.
Такими, например, должны быть важнейшие
статьи расхода денежных средств: выкуп
пленных и заложников, помощь голодным и
нуждающимся, строительство
миквы
(специального бассейна, наполненного
Небесной, не начерпанной руками человека
водой, — для духовного очищения), поддержка
изучающих Тору, помощь невестам-сиротам.
Интересно, что приоритеты в Торе строятся
на принципе концентрических кругов.
Сначала помоги тому, кто рядом с тобой.
Потом — соседу и т.д. Например, человек
собирается оказать помощь бедным. Сначала
он должен дать деньги своим бедным
родителям, потом — бедным в своей общине,
затем — бедным других городов...
Обещал Всевышний: “И Авраам должен стать
народом великим и могучим, и благословятся
в нем все народы земли. Поэтому знаю Я, что
он (Авраам) заповедует сыновьям своим и дому
своему после него хранить дорогу
Всевышнего, делать добро и способствовать
справедливости” “Берешит ,
18-112:19”.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|