О Трактате БАВА КАМА
New Page 1
23 тишрея 5761 года (10 октября 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 75
Милосердие Всевышнего справедливо, и справедливость Его милосердна .
Это сложное единство отражают законы Торы.
Гемара обсуждает ситуацию, когда вор сознается в краже, и его должны освободить от уплаты штрафа.
Что делать, — спрашивает Гемара, — если человек признался, а потом появились свидетели и подтвердили его признание своими показаниями?
Виновный от выплаты штрафа свободен, — утверждает Рав.
Он обязан платить, как положено, — говорит Шмуэль.
Гемара исследует истоки утверждений наших Учителей.
Всевышний заповедал: “Если обнаружится, обнаружится в руке его (вора) украденное... вдвойне заплатит” (Шемот , 22-3).
Однако для того, чтобы взыскать эту плату, дело должно находиться в суде, а суд выносит решение на основе свидетельских показаний (обнаружится в руке его).
Но если виновный признается сам, — учит из приведенной цитаты Рав, — от уплаты штрафа он освобождается.
Решение, — говорит Гемара, — дано и в другом отрывке Торы: “Не всякое дело преступное... до судей должно дойти дело... тот, кого обвинят судьи, вдвойне заплатит ближнему” (Шемот , 22-8).
Отсюда делается вывод, что только судьи могут обязать виновного платить штраф (двойную стоимость). То есть, по факту признания решение не принимается.
Но почему в первой цитате слово “обнаружится” повторяется дважды?
Чтобы научить нас, — утверждает Рав, — что признавшийся в проступке свободен от уплаты штрафа, даже если потом появятся свидетели и дадут показания.
Повтор служит иной цели, — говорит Шмуэль. — Это надо понимать так: вор обязан платить двойную компенсацию, а также — сторож, который утверждает, что отданное ему на хранение животное украдено, но впоследствии оно обнаруживается в “его руках”.
Если виновный сознается в преступлении, зная, что люди видели, как он украл животное, и собираются сообщить об этом в суде, — возражает Рва, — и говорит: “Да, я украл животное, но не зарезал и не продал его”, он выплачивает лишь стоимость животного. Отсюда делаем вывод, что признавший вину освобождается от штрафа в любом случае.
Какую ситуацию мы разбираем? — спрашивает Шмуэль. — Когда свидетели собирались дать показания и передумали, а, стало быть, вор признал вину без давления обстоятельств?..
Шмуэль говорит не о том случае, когда свидетели вообще не давали показаний суду, — поясняют Учителя. — Если бы это было так, об этом не было бы нужды упоминать отдельно. Ничего нового это не добавляет. Речь здесь идет о том, что свидетели передумали давать показания о факте кражи, но свидетельствовали о продаже животного или шхите. Поэтому, если вор сознался в краже, он не платит штраф (двойную, четырехкратную или пятикратную цену украденного).
Отмечена в нашем листе и такая проблема. Скажем, вор признался в краже. Потому что боялся, что против него дадут показания, или действительно раскаялся?..
Как подобные ситуации расценивает Ѓалаха (Закон)?
Ситуация первая.
Вор говорит в суде: “Я не крал”. Потом появляются свидетели и дают показания, подтверждающие факт кражи. Тогда обвиняемый признается, что не только украл животное, но и зарезал или продал его. После этого приходят свидетели шхиты или продажи.
В этой ситуации вор выплачивает компенсацию в четырехкратном или пятикратном размере, потому что изначально хотел избавиться от ответственности.
Ситуация вторая.
Вор сразу же признается в суде, что украл животное. Потом приходят свидетели, подтверждающие факт кражи.
Обвиняемый выплачивает стоимость животного и не платит штраф. В данном случае применяется принцип мида кенегед мида (мера за меру). Собственным признанием человек помогает Творцу устранить зло, облегчая Ему работу, которую Он сделает в будущем, когда окончательно уничтожит йецер а-ра. А Творец облегчает участь виновного.
Обещал Всевышний через пророков:
“В день тот, слово Всевышнего, соберу (исцелю) хромающих и рассеянных объединю...” (Миха , 4-6).
“И удалю Я сердце каменное (камень — йецер а-ра) из плоти вашей” (Йкхезкель , 36-26).
“И напою вас водами чистыми, и очиститесь от всех грехов ваших... и Я дам вам сердце новое и дух новый... и дух Мой дам вам” (Йкхезкель , 36-27).
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|