Детство Дана Грувера прошло в Париже. Система его эстетических ценностей
формировалась на фоне распространенной в 1980-е годы в Европе культуры «хип-хоп».
Культуры, которая охватывала все — воззрения, манеру одеваться и т.п. Это был
особый стиль жизни с определенными пристрастиями в музыке, танце,
изобразительном искусстве…
Подростку важно заявить о себе. Дан, нашел достойный, по его мнению, способ
самовыражения, рисуя граффити на уличных стенах.
— Мы, группа парижских мальчишек, одно время взялись разрисовывать вагоны на
станции, — вспоминает Грувер. — И это было для нас самоутверждением, стремлением
доказать свое право жить в среде, где нас считали «чужаками».
В 1988 году Грувер почувствовал, что ему необходимо изменить что-то в своей
жизни. Он переезжает на Карибские острова и продолжает расписывать стены. Но
вскоре понимает, что это уже не удовлетворяет его — ограничивает в использовании
выразительных средств и темах. И Дан начинает писать на холстах, дав волю
творческому воображению.
Но выяснилось, что этот переход с огромных по размеру плоскостей на маленький
холстик (даже самая большая картина, по сравнению со стенами, которые расписывал
художник казалась маленькой) — не такая простая задача. Однако Грувер проявил
упорство в достижение цели, которую он перед собой поставил.
—
Настенные изображения всегда приходится делать «под диктовку», — рассказывает
художник. — По цвету, форме и смыслу они должны быть подчинены пространству, в
котором их помещают. Мне же хотелось свободы, хотелось написать то
невысказанное, что накопилось во мне за долгие годы — мои размышления о жизни и
о месте человека в окружающей действительности, собственные представления о
красоте мира, в котором мы живем… Недостаток физической площади я старался
компенсировать интеллектуальным и духовным наполнением, глубиной художественного
осмысления реальности.
У каждого художника есть потребность поделиться своими художественными
соображениями с публикой, вступить с ней в диалог, увидеть ее реакцию. Когда
станковых работ накопилось достаточно много, Дан решился устроить выставку.
Художника одолевали сомнения — как зритель воспримет его в новом качестве?
Однако первый же выставочный «эксперимент» принес ему уверенность в том, что он
выбрал правильный путь. Его картинами заинтересовались. После выставки у него
появились первые заказчики.
— Это стало началом моей карьеры, — говорит Дан Грувер. — Но я отдавал себе
отчет в том, что мне необходимо двигаться дальше. И не только совершенствовать
«техническое» мастерство, но и — расширять свой кругозор, расти духовно…
Далеко не все художники способны справиться с популярностью. Многих она
«затормаживает» — добившись первых успехов, они полагают, что нашли «плодоносный
слой», когда результаты работы над ним остается лишь тиражировать. Однако Грувер
воспринял свою удачу иначе. Первые успехи заставили его изучать историю,
философию и психологию, изучать жизнь в самых разнообразных ее проявлениях.
Довольно
много времени ушло у художника на поиск собственного духовного пути. И, как
знать, куда увели бы художника его исследования, если бы однажды не попал к нему
в руки аллегорический роман Германа Гессе «
»
открыла Груверу дорогу к мировоззрению предков, к еврейской традиции.
— Этот поэтичный роман, — вспоминает художник, — в котором автор передает
свое видение Сотворения мира, не просто увлек меня, но поставил передо мной
вопросы, которыми я до тех пор не задавался. Кто я? Что означает — быть евреем?
Кто мы такие?.. Я начал изучать свои корни. И не без удивления обнаружил, что
ничего не знаю об Израиле и израильтянах, хотя и побывал там несколько раз…
В 1995 году Дан Грувер переезжает в Израиль и поселяется в Иерусалиме. Он
полностью погружается в новый для него мир — учит иврит и большую часть дня
проводит в йешиве.
— В тот период я почти ничего не писал, — рассказывает Дан. — Я прислушивался
к себе и постигал основы еврейского мировоззрения. Сама атмосфера Великого
города притягивала, манила меня. Но я знал, что еще не готов выразить эти
переполняющие меня ощущения. И жил в предчувствии, что когда-нибудь они найдут
свое место на моих холстах…
Сегодня искусство Грувера можно назвать «путешествием памяти». В своих
картинах он стремится языком цвета и пластики рассказать людям о том, что сумел
постичь сам. Многие его работы израильского периода — размышление об Устройстве
нашего мира, о духовном мире человека. Красочные и яркие, объединяющие в себе
элементы европейской, карибской и израильской культуры, они способны
воздействовать на зрителя, заставляя его задуматься о прошлом и будущем.
— Я все еще в пути, — говорит Дан. — Я — «вечный странник». В том смысле, что
все еще ищу себя в творчестве. Ищу и знаю — что-то обязательно произойдет. На
пути постижения нашей, еврейской традиции меня ожидают новые и новые открытия. И
это трансформируется в новые творческие импульсы. Верю — мне откроются тайны, о
существовании которых я даже не подозревал. И это прекрасно — идти своей
дорогой, не останавливаясь на достигнутом. Но главное, что теперь я ощущаю под
собой твердую почву. Я, наконец, обрел свой дом…