ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ: СЕГОДНЯ И ВЧЕРА
ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ: СЕГОДНЯ И ВЧЕРА
или
ПРИЯТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ О ПРОШЛОМ
Соня Моргенштерн
Простая, по сути, и даже в чем-то безвкусная, быть может, история.
Молодой врач, встретившись в бане с друзьями, перебрал спиртного, по ошибке сел
в самолет и отправился из Москвы в Ленинград. “Заспав” перелет, не ведая, что
оказался в другом городе, он назвал таксисту свой московский адрес и попал в
квартиру молодой интеллигентной ленинградки… Далее между героями происходит
скоропалительный роман, определивший судьбу московского интеллигента на всю
последующую жизнь…
В отдалении от российской реальности, уже трудно понять
уникальность примет, постичь остроту авторской иронии, к примеру, по поводу
стандартизации российских городов.
Сюжет киноленты Эльдара Рязанова “Ирония судьбы или С легким паром”
— о каком фильме идет речь по первой же фразе многие понимают сразу — в
пересказе и в самом деле незатейлив. Совершенно иной эффект дает просмотр.
Две серии пролетают, как одно мгновение, воспринимаются на одном
дыхании. Здесь все стремится к совершенству. Общий музыкальный фон,
запоминающиеся песни, в которых звучат с любовью подобранные стихи.
Замечательная, на пределе искренности, игра актеров. Андрей Мягков, Барбара
Брыльски, Юрий Яковлев, Александр Ширвиндт… Они словно сходят с отчужденного от
обывателей пьедестала, на котором во многих фильмах нередко так и пребывают
кинозвезды, спускаются в мир повседневности и, общаясь с тобой на доверительной
ноте, как близкие друзья, устраивают тебе настоящий праздник.
Тот же романтический стиль — простота и невероятность, лирика и
ирония, доверительность в отношениях со зрителями — определяет рязановский
почерк и в других его фильмах. Вспомним “Берегись автомобиля”, “Служебный
роман”, “Вокзал для двоих”.
Фильмы Рязанова надо смотреть. Они по определению — интересные и
качественные. Такая оценка сложилась, пожалуй, в некий стереотип. Недаром на
вечерах Рязанова в Израиле залы неизменно заполнены народом. И с тем большим
разочарованием воспринимаются первые, а потом и последующие режиссерские “промахи”.
Падение эстетического градуса началось, наверное, с фильма “Гараж”.
Но вот появилась “Забытая мелодия для флейты” и неприятное чувство обманутости
худо-бедно сгладилось. С кем не бывает? В конце концов, творческий путь любого
художника, как известно, усеян не только розами.
Переломным моментом в восприятии рязановских фильмов, заронившим
теперь уже серьезное сомнение, стал кинофильм “Небеса обетованные”. И дело даже
не в том, что в этой киноленте режиссер впервые изменил привычному амплуа
“своего парня” — доброго “сказочника” (ведь его фильмы в значительной степени —
красивые сказки для взрослых, жаждущих душевного отдохновения). Здесь вполне
присутствуют элементы “фэнтэзи” и даже — с перехлестом в мистику. Персонажи
этого фильма в исполнении заповедного актерского состава, как всегда у Рязанова
— неисправимые романтики. Только оказываются они в отнюдь неромантической
ситуации. Что ж, такова теперь, видимо, российская жизнь — не до лирики…
Словно в чеховских пьесах, мечутся новые герои Рязанова в поисках
выхода из безысходности, найти который вообще невозможно. Разве что, перешагнув
в совсем уж далекое от реальности пространство, подсказанное буйным авторским
воображением…
Однако о мастерстве режиссера судят не по сюжету, не по
обстоятельствам, которые он выбирает в качестве театра актерских действий. Суть
в том, что с какого-то момента из фильмов Эльдара Рязанова, похоже, без надежды
на возврат, уходит пропорциональность между разговором всерьез и иронией — а
это неизбежно грозит превращением в фарс. Исчезает чувство меры, такт,
сбалансированность эмоциональных нюансов. Вчерашний обаятельно талантливый
Рязанов неуклонно превращается в Рязанова сегодняшнего, фильмы которого жаль
пропустить — а вдруг?.. — и не хочется смотреть, потому что они не оставляют за собой ничего, кроме душевной опустошенности. Не
спасают даже блестящие актерские ансамбли. Как, например, в “Старых клячах”, в
фильме, который в результате запоминается грустным “капустником”, состоящим из
искрометно сыгранных актерских этюдов.
Последний фильм режиссера “Тихие омуты”, судя по отзывам российской
прессы, стал, вероятно, апогеем творчества сегодняшнего Рязанова. Здесь
персонажи теряют уже самые привлекательные, обычные для его фильмов, качества.
Их псевдоромантичность откровенно попахивает, говоря по-русски, “придурью”. Как
еще расценить поведение главного героя (Антон Каштанов в исполнении Александра
Абдулова)? Судите сами: одаренный хирург, не нуждающийся в деньгах, меняет, как
минимум, престижную, работу и комфортабельную городскую жизнь на
тьмутараканскую российскую глушь и шутовское для него амплуа лодочника…
Однако “бунтарская” взбалмошность не мешает Каштанову оставаться в
центре внимания сразу же нескольких женщин: в городе его ждет безутешная
брошенная жена (ее роль исполняет Любовь Полищук); повторяя подвиг декабристок,
позабыв о профессиональном долге, едет за ним в деревню дотошная журналистка
(актриса Оксана Коростышевская); изнывает от страсти к нему женщина-следователь
(ее играет Ольга Волкова). Каштанов дарит свою любовь журналистке, скрываясь
от жены и отвергая сексуальные “домогательства” следователя. В финале, кстати
сказать, “блудный сын” возвращается все же к навеки, казалось бы, разлюбленной
жене. С ней — проще. Она лучше мужа знает, что ему требуется, и ограждает его от будничных
тягот.
В перерывах между любовью и незатейливой мужицкой работой Каштанов
интеллектуально общается с директором заповедника, роль которого сыграна
Андреем Макаревичем; парится в баньке и делит роскошное застолье с вполне
похожим на нормального человека “новым русским” (его играет Геннадий Хазанов).
Так и хочется спросить: о чем фильм? Что это — старательно
завуалированный антиремейк “Вишневого сада”?..
Некоторые российские критики утверждали, что “Тихие омуты”, по
сравнению со “Старыми клячами” для вчерашнего Рязанова — шаг вперед. Не желая
ставить под сомнение точку зрения специалистов, хочу лишь отметить, что
Рязанов, несомненно, не утратил чутье в оценке зрительских пристрастий. Ему
хорошо известно, что именно нравится в нем публике. И он делает победный ход: цитирует себя вчерашнего. В повидавшем виды
вагоне поезда в душах героев зарождаются нежные чувства. Чем не цитата из
“Вокзала на двоих”? Заснеженная предновогодняя Москва под лирическое песенное
сопровождение ностальгически напоминает “Иронию судьбы”, а бесхребетность
характера главного персонажа протягивает тоненькую нить памяти к “Забытой
мелодии для флейты”...
Нет, российские критики, в чем-то, наверное, правы: “Тихие омуты”,
пожалуй, и вправду один из лучших фильмов из череды кинолент сегодняшнего
Эльдара Рязанова. Вопрос — с чем мы сравниваем?..
Впрочем, у современного зрителя нашего поколения, российского или
оказавшегося “за пределами”, нет повода для огорчений. Приятные воспоминания о
прошлом, давно пережитые впечатления от фильмов вчерашнего Рязанова, вполне
подвластны реставрации. Кассеты с лентами “Берегись автомобиля”, “Ирония
судьбы”, “Служебный роман” надежно хранятся на полках частных и общественных
видеотек.
|