композитором
Джереми Бокком.
Впервые спектакль был сыгран на сцене театра в Чикаго. И закончился полным
провалом. Театральные критики обвиняли авторов в эклектичности,
невыразительности, «излишней» сосредоточенности на «специфической» теме,
неспособной заинтересовать массового зрителя.
Пропустив замечания «спецов» сквозь собственные фильтры, либреттист пришел к
выводу, что сценарий и в самом деле нуждается в переработке. По его оценке,
действию не хватало центрального стержня, на который можно было бы естественно
нанизать сюжет мюзикла. Таким стержнем стала идея показать, какую роль играет
традиция в человеческой жизни.
Все, что разрушало цельность концепции, безжалостно выбрасывалось. Однако
менять «тематические акценты» он не собирался — слишком дороги были ему
еврейские мотивы, воспоминаниями о которых жили его родители, сумевшие привить
сыну чувство гордости за свой народ. К тому же, и само произведение
«Тевье-молочник» имело для него особую, «ностальгическую» ценность. Образы
персонажей этой повести отпечатались в его памяти с раннего детства. С тех пор,
как отец читал ему, совсем еще маленькому мальчику, книги Шолом-Алейхема…
Джозеф родился 30 мая 1912 года в Нью-Йорке, в небогатой еврейской семье
(отец его был галантерейщиком). Его родители в начале 20-го века, в смутные
времена, когда над Европой витал призрак Первой мировой войны, бежали из Польши
в Америку.
Он рос в Бронксе. Окончил Нью-Йоркский городской колледж и поступил в
Колумбийский университет (Нью-Йорк, Манхеттен) на факультет социологии.
В 25 лет, получив звание магистра, Стайн несколько лет работает по
специальности в психиатрической клинике. Попутно он начинает реализовывать свою
давнюю мечту — пишет первые пьесы (литературное творчество привлекало его с
детских лет).
Все в его жизни изменило знакомство с бродвейским актером Зеро Мостелем,
который впоследствии станет первым исполнителем роли Тевье в мюзикле «Скрипач на
крыше». А пока, в процессе этого знакомства, посещая спектакли с участием своего
нового друга, Джозеф окончательно осознает, что социология — не его «стихия»,
что его истинное призвание — драматургия.
Он оставляет «скучную» должность, пишет сценарии постановок и передач для
радио и телевидения. На бродвейской сцене он дебютирует в конце 1940-х годов —
юмористическими миниатюрами, которые сочиняет в соавторстве с драматургом Уиллом
Гликманом.
Годы спустя Стейн признавал, что все предыдущие творческие удачи и неудачи
прокладывали ему путь к главному его достижению — мюзиклу «Скрипач на крыше».
Первая презентация новой редакции «Скрипача» состоялась 22 сентября 1964
года. Теперь уже — в Нью-Йорке, на Бродвее. И имела оглушительный успех.
Публику привлекало и удачно найденное название мюзикла, которое дал ему Стайн.
Оно, как и задумывал либреттист, еще до просмотра воссоздавало некую атмосферу
еврейского местечка, ассоциируясь с произведениями известного художника Марка
Шагала (у Шагала есть картина с одноименным названием, на которой он изобразил
крышу дома в Витебске и скрипача, будто готового взлететь в небеса).
Подчеркивая эту ассоциацию, Джозеф Стайн в открывающей театральный мюзикл
«увертюре» задает тон всей постановке монологом Тевье, в котором звучит мысль,
что «все мы, евреи — скрипачи на крыше, потому что должны быть ближе к Небесам,
поднимаясь все выше и выше».
«Скрипач» продержался в репертуаре Бродвея без малого 9 лет. За эти годы
спектакль удостоился девяти престижных наград, был сыгран 3 тысячи 242 раза и
стал первым спектаклем, занесенным в Книгу рекордов Гиннеса за свое
«долгожительство».
Последнее на том этапе представление «Скрипача» прошло на Бродвее в июле 1972
года. Но эстафета была уже подхвачена — мюзикл по либретто Стайна в конце 1960-х
годов уже играли в Лондоне. Главную роль, роль Тевье, на лондонской сцене
исполнял тогда еще никому неизвестный израильский актер Хаим Тополь.
«Скрипач» и израильскому дебютанту принес удачу и известность. В 1968 году в
Лондон приехал американский кинорежиссер Норман Джуисон. Побывав на спектакле,
он, плененный блистательной игрой израильтянина, пригласил Тополя сыграть ту же
роль в кино. В то время Джозеф Стайн еще работал над сценарием фильма, который
вышел на экраны в 1971-м и получил премии «Оскар» в трех номинациях (в том числе
— и за сценарий) и «Золотой глобус».
Об успехе театральной версии мюзикла «Скрипач на крыше» у сдержанных
британцев убедительно свидетельствует беспристрастный факт: в Лондоне спектакль,
не сходя со сцены, выдержал более 2-х тысяч представлений.
Мюзикл по либретто Джозефа Стайна и сегодня не утратил свою актуальность. Его
показывают в кино и ставят во многих театрах мира.
На Бродвее «Скрипач» возрождается где-то раз в десять лет. И за долгие годы
его триумфального сценического шествия неизменно требовательный к себе и к
своему детищу Стайн неоднократно вносил в него необходимые, на его взгляд,
коррективы. Внося в сюжетную канву дополнительные яркие краски. Иногда —
короткими, наполненными характерным и тонким еврейским юмором репликами.
Он и в обычном общении с людьми всегда слыл оригиналом и шутником. Даже
болезни, которые начали с возрастом его одолевать, были для него, казалось, лишь
поводом для «изобретения» новых, неожиданных и остроумных шуток. Чувство юмора
никогда не изменяло ему.
Джозеф Стайн умер в Нью-Йорке, в манхеттенской больнице, 24 октября 2010
года. На 99-м году жизни…