Он берет в руки «мышку» в форме карандаша и на небольшой
специальной, соединенной с компьютером «дощечке» делает небрежный набросок. На
левом экране появляются цветные извилистые линии.
— Современная техника позволяет рисовать прямо в компьютере, —
продолжает он. — Но я, как правило, предпочитаю работать по-старинке: рисую на
бумаге — тушью, акварелью или простым карандашом. Когда рисунок на бумаге готов,
я сканирую его в компьютер и здесь вношу в него необходимые коррективы. Держать
работы в компьютере очень удобно — за считанные секунды по электронной почте, не
выходя из дома, я могу послать их заказчику в любую точку земного шара. Не то,
что раньше, когда мне приходилось отвозить свои иллюстрации, скажем, в Иерусалим
на такси.
Компьютер
позволяет Ави Кацу проследить, сколько иллюстраций им сделано. К примеру, он
знает, что число его иллюстраций, опубликованных в журнале Джерузалем
Репорт (издается в Израиле на английском языке), где Ави семнадцать лет,
с момента основания журнала, работает штатным художником, перевалило уже за пять
тысяч. И это означает, что в среднем все эти годы он рисовал примерно по одной
иллюстрации в день.
Интересы Каца -иллюстратора разнообразны. Для журнала
Джерузалем Репорт он делает тематические рисунки и карикатуры. Кроме
того — охотно участвует в проектах издания детских книг. В числе
проиллюстрированной им издательской продукции — художественная литература, книги
по еврейской истории и истории Израиля.
В его работах чувствуется твердая рука профессионала, получившего
хорошую академическую школу, а в некоторых из них обнаруживается и глубокое
знание всемирной истории изобразительного искусства. В своих остроумных
карикатурах, к примеру, Кац нередко использует так называемые «реплики» — когда
современные персонажи и злободневные сюжеты органично вплетаются в «контекст»
известных произведений великих мастеров прошлого, приобретая остросатирическое
звучание, окрашенное смыслом всегда неожиданного сопоставления «мифа» с
реальностью. Скажем, в период, когда премьер-министром Израиля был Ариэль Шарон,
в одном из номеров журнала Джерузалем Репорт появился рисунок Ави
Каца на «мотив» всемирно известной скульптурной композиции «Лаокоон и его
сыновья», олицетворяющий попытку семьи Шарона противостоять выдвинутым против
нее обвинениям в коррупции и финансовых злоупотреблениях.
Впрочем, «реплики» Ави Каца встречаются и в его работах чисто
практического назначения. Например, иллюстрируя статью, посвященную проблемам
дегенерации мозга у пожилых людей, он использует известные рисунки Леонардо да
Винчи.
На вопрос, что его привлекает больше — карикатуры или иллюстрации,
Ави Кац не может ответить со всей определенностью. Ему нравится заниматься и тем
и другим. Чему он отдает предпочтение — зависит от задач, которые перед ним
ставят заказчики. Поиск интересного решения каждой задачи — процесс для него
всегда увлекательный.
Ави Кац родился и вырос в Филадельфии (США) и с детского возраста
заинтересовался пластическим искусством благодаря своей матери — Наоми Кац,
которая любила рисовать и посещала занятия художественной студии. Подростком Ави
записался в школу искусств памяти Самуэиля Флейшера, который основал эту школу в
1898 году (первоначально она называлась «Клубом графического наброска»).
— Эта школа размещалась в шестиэтажном здании, — вспоминает Ави. —
Начинающие занимались на первом этаже. Потом, тех, кто достигал определенного
уровня, переводили на второй этаж. И так далее — до самого верхнего, шестого
этажа… Многие учащиеся надолго задерживались на первых этажах, годами рисуя
цветы, бутылки и жестяные консервные банки. Но я — мне было тогда 12 лет — решил
сразу перескочить на шестой этаж. Приехал в школу со своим драгоценным
деревянным чемоданчиком, где лежали мои написанные маслом работы. Педагог
Филомена Далларипа, специализировавшая тогда в пастельной портретной живописи,
была убеждена, что я для ее класса — слишком юн, тем более, что в группе,
которую она вела, много работали с обнаженной натурой. В общем, она сказала мне
«нет». Я разрыдался, и она вышла из комнаты, наверное, рассчитывая, что,
оставшись один, я быстро успокоюсь. Через полчаса, она вернулась и, застав меня
на том же месте, произнесла: «Что ж, ты — неплохой рисовальщик. Я пожалуй, приму
тебя».
В юные годы Ави начал подрабатывать «бейбиситерством» (по
приглашению присматривал за детьми, пока их родителей не было дома). Тогда-то он
и увлекся иллюстрированием детских книг.
— А началось с того, — рассказывает Ави Кац, — что однажды, придя в
одну семью, чтобы остаться с ребенком, я услышал, как мать читает сынишке книгу
Толкиена «Властелин колец». Сюжет заинтриговал меня, и я предложил родителям
мальчика проиллюстрировать только что прочитанную страницу…
В жизни Ави был период, когда он хотел стать архитектором. Но когда
он занялся этим вплотную, архитектура разочаровала его. Он вернулся к живописи,
понимая, что и тут ему необходима серьезная школа. В то время одна из его сестер
уехала в Израиль и училась в Академии искусств «Бецалель» в Иерусалиме. Ави
решил присоединиться к сестре.
—
Решение насовсем переехать в Израиль, — рассказывает художник, — не было для
меня трудным. Я знал, что там сразу же смогу продолжить учебу. Надеялся, что
проблем с ивритом у меня не будет. Ведь среднее образование я получил в дневной
еврейской школе. К тому же, в Израиле у меня уже были друзья…
По приезде в Израиль его призвали в армию. Пройдя ускоренный курс
военной подготовки, он стал резервистом и участвовал в Первой Ливанской войне.
Учиться в «Бецалеле» оказалось непросто. К тому времени, когда Ави
Кац начал учиться в этом учебном заведении, у него уже сложилась своя,
традиционно-реалистическая манера письма. Это поощрялось далеко не всеми
педагогами. Большинство преподавателей «Бецалеля» увлекалось абстрактным
искусством. Считалось, что главное — развить у студентов творческое воображение
и умение оригинально мыслить. Академической школе уделяли совсем мало внимания.
И некоторые учителя не скрывали, что сделанные Кацем работы, по их мнению,
«далеки от истинного искусства».
Это огорчало Ави, но воззрения его не менялись. Абстракции
оставляли его равнодушным. А вот классическая живопись по-прежнему волновала до
глубины души, и лишь в произведениях великих мастеров далекого прошлого он
черпал настоящее вдохновение.
В тридцать лет Ави начал заниматься только иллюстрациями. Благодаря
этой работе, которой он посвящал все свое время, он обрел собственных зрителей и
почитателей, заказчиков и с уважением относившихся к нему коллег. Находились,
конечно же, и критики. Но тех, кому нравились его рисунки, было гораздо больше.
До 1990-го года Ави Кац иллюстрировал детские книги, выполнял
заказы многих периодических изданий, преподавал и организовывал выставки. В
1990-м, когда родилась идея выпускать еженедельный журнал Джерузалем
Репорт, его пригласили в созданную редакцию и предложили рисовать для
издания черно-белые иллюстрации.
Сегодня
журнал Джерузалем Репорт выходит раз в две недели, с цветными
иллюстрациями Ави Каца, которые сопровождают публикации на самые разные темы —
от политики до книжных обзоров.
Ави нравится работать в редакции Джерузалем Репорт.
— Здесь никто не диктует мне, в каком стиле я должен выполнить свои
рисунки, — говорит он. — Напротив, редакторы довольны, когда я сочетаю разные
стили и техники, что позволяет мне полнее выразить мысль и найти наиболее точное
соответствие теме и тону статей. Поиск формы подачи не дает мне скучать.
Надеюсь, мои рисунки не кажутся скучными и читателям нашего журнала.
Рисунки Ави иллюстрируют, в частности, политические статьи авторов,
высказывающих разные мнения.
— Очень трудно, — признается он, — делать рисунки к материалам, где
излагается позиция, с которой я не согласен. Иногда удается найти способ
проиллюстрировать такую статью, придерживаясь «нейтралитета». Но это получается
не всегда. Бывает, мой взгляд на проблему, не совпадающий с авторским, помимо
воли становится в рисунке очевидным. Тогда редактор вызывает меня и говорит:
«Рисунок мне нравится, но его придется переделать». Это — самые неприятные для
меня моменты…
В свободное время Ави Кац занимается живописью, особенно любит
писать портреты. Он увлекся портретами еще в очень юном возрасте. Когда он
учился в средней школе, исподтишка, держа блокнот под партой, рисовал своих
учителей. Эта страсть не пропала и по сей день. Но «профессией» так и не стала.
Портреты он пишет главным образом — «для себя», на заказ — крайне редко.
А вот иллюстрирование детских книг, несмотря на занятость в
Джерузалем Репорт — не оставляет. За 17 лет работы в журнале он
параллельно принял участие в подготовке к изданию более 100 детских книг.
—
Теперь, когда мы вооружены компьютерами, — рассказывает Ави Кац, — работать над
книгами гораздо проще. И времени уходит меньше. Ведь любую нужную тебе
информацию можно найти в Интернете. Не то, что раньше… Когда-то, получив
задание, я, прежде чем начать его выполнять, был вынужден помногу часов
просиживать в библиотеке, изучая, скажем, костюмы эпохи, в которой жили
персонажи книги, или, к примеру — морской флот тех или иных стран и времен, если
в книге рассказывалось о морских путешествиях…
Немало его работ вызваны к жизни Торой. Ави проиллюстрировал
несколько изданий о Торе для детей. И тут, придумывая композиции, он тоже
стремился к максимальной достоверности. Вчитывался в тексты оригинала, изучал
комментарии, отыскивал подходящие изображения в репродукциях сохранившихся
древних росписей.
Интересной, но непростой оказалась работа с Шабо (Шабтай Леви),
который заказал ему рисунки к составленному им двухтомнику бедуинских рассказов.
Собирая эти рассказы, Шабо путешествовал по Синаю, когда Синай еще был под
израильским контролем. В какой-то момент он узнал, что настоящих бедуинов можно
найти только в горах, куда не доедешь на джипе. Тогда он сел на верблюда и
добрался до самых недоступных для обычного путешественника мест…
— Многие изобразительные элементы бедуинского быта я воссоздавал по
фотографиям, которые Шабтай привез из своего путешествия по Синаю, — говорит Ави
Кац, вспоминая о работе над этой книгой. — Но когда я понял, что фотоснимков для
иллюстрирования мне не хватает, мне пришлось приложить немало усилий, чтобы
отыскать необходимую бедуинскую «атрибутику». Да еще так, чтобы она
соответствовала каждому конкретному племени, о котором шла речь… Потом, когда
книга уже была издана, Шабо вновь посетил те бедуинские племена. Когда он
показывал им издание, они удивлялись, где ему удалось найти художника-бедуина.
Только бедуин, по их представлениям, мог с такой точностью изобразить
обстановку, в которой они живут…
Больше всего Ави Кацу, по его собственному признанию, нравится
работать над книгами в стиле «фэнтази».
— Придумывать для рисунков костюмы, интерьеры и прочие «детали»,
которых в реальности никогда не было — задача, конечно, сложная, — констатирует
он. — Но — необычайно интересная. Тут можно дать волю собственному воображению.
Жаль только, что такие заказы получаю нечасто…
Пробовал свои силы Ави Кац и в мультипликации. В общем-то, лишь
любопытства ради. Заставлять придуманные тобой персонажи двигаться, по его
словам — занятие приятное. Но — не более того. Он все же мыслит себя
классическим иллюстратором.
На международном фестивале карикатуристов, куда меня пригласили
несколько лет назад, — завершает Ави свой рассказ о себе и о своем творчестве, —
мои коллеги из разных стран, узнав, сколько иллюстраций я делаю в год,
подшучивали надо мной. «Наверное, ты, — говорили они, каждый год покупаешь себе
новую яхту». Безусловно, человек моей профессии способен зарабатывать очень
много. Особенно — если будет принимать заказы и на рекламу. Но для меня деньги —
не главное. Главное — реализовывать свой творческий потенциал, занимаясь тем,
что нравится…
художник, писатель, педагог.