Сегодня во многих странах мира наблюдается массовый рост антисемитских
настроений — от словесной и печатной пропаганды до вандализма и реальных
нападений на евреев. В целом, по сравнению с 1990-ми годами, с начала третьего
тысячелетия количество актов насилия, направленных против евреев, почти
удвоилось. Люди все чаще задаются тревожными вопросами. Почему это происходит?
Какие опасности таит в себе возрождение антисемитизма? Какую роль в сложившейся
ситуации играют Израиль и арабо-израильский конфликт?
Выпущенный компанией Пи-Би-Эс документальный фильм под
названием «Антисемитизм в 21 веке: Возрождение» делает попытку найти на все эти
вопросы хоть какой-нибудь ответ.
Эта кинолента, без сомнения, «покоробит» представителей различных
социально-культурных слоев мирового сообщества. В частности, тех, кто считает
возрождение антисемитизма — мифом, появившимся на волне еврейской паранойи,
поддерживаемой различными еврейскими организациями, которые стремятся оправдать
«захватническую» политику Израиля на Ближнем Востоке.
Не менее разочарованы будут и сторонники иной концепции, согласно которой
новый антисемитизм во всем мире, особенно — в исламских странах, представляет
собой «старый, как мир, способ устрашения ни в чем не повинного Израиля».
Что касается поклонников теории «всемирного еврейского заговора», они,
посмотрев фильм, безусловно, будут крайне возмущены, ибо создатели ленты не
оставляют от этой теории и камня на камне.
Всего лишь за час экранного времени «Антисемитизм в 21 веке» (за кадром
звучит, кстати сказать, знакомый многим голос корреспондентки Си-Эн-Эн,
настоящего ветерана журналистики, Джуди Вудраф) успевает нарисовать яркую и
подробную картину сложившейся ситуации.
Зрителя знакомят с краткой историей евреененавистничества в христианском и в
мусульманском мире, сопровождая исторический экскурс показом дошедших до наших
дней жутких антисемитских карикатур, созданных в разных странах, в разные эпохи.
На них евреи предстают в виде убийц Христа, насильников, кровопийц и
организаторов всемирного заговора, цель которого — установление еврейского
господства над всеми государствами и континентами.
По ходу фильма многие специалисты, изучающие данный вопрос, дают интервью,
высказывая собственное мнение о ближневосточном конфликте и его влиянии на
возрождение антисемитизма. Среди них — Дэвид Игнатиус из всемирно известного
периодического издания Вашингтон Пост (США), в прошлом член
израильского Кнессета Натан Щаранский, профессор Колумбийского университета
Рашид Халиди, популярный автор, профессор Нью-Йоркского Университета Тони Джудт,
директор Государственного Египетского телевидения Хассам и другие. Их мнения в
целом уравновешивают друг друга, хотя следует признать, что, благодаря стилю
повествования Вудраф, позиция сторонников Израиля представлена несколько более
весомой.
— Сегодня мы становимся свидетелями роста нетерпимости, и, в частности —
религиозной нетерпимости — рассказывает журналистка. — Возрождение антисемитизма
вызывает у меня особую тревогу. Я горжусь тем, что приняла участие в проекте,
проливающем свет на данную проблему.
Немалая часть экранного времени отведена профессору Нью-Йоркского
Университета Тони Джудту, которого часто упрекают в том, что он слишком жестко
критикует Израиль. Однако в этом фильме Джудж ограничивается обсуждением
последствий массовой иммиграции мусульман в Европу.
Бывший министр Израиля Натан Щаранский и глава Американского еврейского
комитета Дэвид Харрис подробно описывают роль Израиля в борьбе против
антисемитизма.
Впечатляющий анализ разрушительного влияния антисемитских настроений на
широкие арабские массы представлен, как ни странно, в речи, которую произносит с
экрана глава вашингтонского корпункта выпускаемой в Лондоне арабской газеты
Аль Хайат Саламех Нематт.
— На мой взгляд, нельзя недооценивать роль пропаганды и риторики в том вреде,
который наносится людям,— утверждает он. — Изо дня в день жертвами антисемитизма
и евреененавистничества становятся тысячи ни в чем не повинных людей.
Преподаватель кафедры истории в Принстонском университете Бернард Льюис
рассказывает о существенных исторических различиях между христианским и
мусульманским антисемитизмом.
По словам Льюиса, в исламском мире евреи никогда не воспринимались как
«равные», но, в отличие от средневековой Европы, никто и не пытался наделить их
какими-либо демоническими качествами. Льюис полагает, что именно британские и
другие христианские теологи несут ответственность за распространение в исламских
государствах антисемитизма в его современном обличии.
Один из наиболее неожиданных аспектов кинокартины — неоднократно
подчеркиваемая уверенность его создателей в том, что роковую роль в формировании
европейского антисемитизма и арабской антиизраильской фобии сыграли печально
знаменитые «Протоколы сионских мудрецов».
«Протоколы», сфабрикованные в начале 20-го века царским режимом России (см.
на сайте ответ
»,
№ 773 — в разделе «Спроси у раввина»), оказались на руку мусульманским лидерам и
представителям исламского духовенства. Они используют их, чтобы «объяснить»,
каким образом «низшим» израильским евреям удавалось неоднократно побеждать
«высшие» арабские нации. Поэтому нет ничего удивительного в том, что арабы, так
и не смирившиеся со своим поражением в Шестидневной войне, с готовностью
ухватились за идею описанного в «Протоколах» вселенского зла, помогающего евреям
справиться со всеми противниками.
Все выступающие с экрана специалисты сходятся в одном: антисемитизм никогда
не исчезнет, потому что, как сказала профессор Тель-Авивского университета Дина
Порат, «его существование выгодно слишком многим силам». Во всех мусульманских
государствах наблюдается одна и та же картина: открытая ненависть по отношению к
евреям стала неотъемлемой частью государственной пропаганды, заполнившей
страницы газет и звучащей с экранов телевизоров. Например, недавно в
ближневосточных странах был показан мини-сериал, в котором евреи убивают
ребенка-христианина, чтобы использовать его кровь при выпечке мацы.
Вудраф добавляет, что арабские лидеры привыкли «использовать Израиль в
качестве крючка», на которой так удобно навесить все свои проблемы, заставив
своих подданных забыть о собственной бедности и коррумпированности правящих
режимов. Так, результаты опроса, проведенного в июне 2006 года организацией
«Благотворительные фонды Пью», показали, что более 97 процентов египтян и
иорданцев «придерживаются неблагоприятного мнения о евреях».
Продюсер, автор сценария и режиссер фильма «Антисемитизма в 21 веке» — Эндрю
Голдберг, который недавно снял не менее впечатляющую киноленту «Армянский
геноцид».
В целях создания как можно более объемной картины происходящего Голдберг не
ограничился мнениями интеллектуалов и попытался взглянуть на проблему
антисемитизма глазами рядовых арабов. Для этого он вместе со съемочной группой
отправился на арабскую улицу в одном из пригородов Каира. Это был, по словам
Голдберга, спальный район, однако местность казалась полупустой, а множество
жилых зданий стояли недостроенными.
С помощью египетского переводчика Голдберг решил узнать, что думают об
Израиле и ближневосточном мирном процессе обычные прохожие мнение прохожих об
Израиле.
Съемочная группа приблизилась к группе подростков.
— Есть ли среди ваших знакомых евреи? — спросил режиссер.
— Нет, — прозвучало в ответ.
— Как вы к ним относитесь?
— Мы их ненавидим.
— Что бы вы сделали, если бы прямо сейчас навстречу вам вышел еврей?
— Мы убили бы его…
В окончательную версию «Антисемитизма в 21 веке» это интервью не попало.
— Парадоксально, но — факт, — говорит Эндрю Гольдберг. — Именно в Европе
антисемитизм проявляется достаточно ярко. Но Европа — это только «симптом». Очаг
современного антисемитизма — на Ближнем Востоке, в арабском и мусульманском
мире…