«Супермен», первый в роду супергероев, появился на свет в 1938 году, а спустя
год после его дебюта, комиксы с приключениями персонажа с неограниченными
возможностями уже расходились миллионными тиражами. Успех «Супермена»
ознаменовал собой начало эпохи «сверхчеловеков» — героев, обладающих самыми
разнообразными, недоступными обыкновенным людям способностями. Они проникли во
все уголки американской массовой культуры, начиная популярнейшими ради
о-сериалами и заканчивая субботними мультфильмами и даже мюзиклами на
Бродвее. Регулярное появление супергероев в голливудских блокбастерах увенчалось
этим летом триумфальным возвращением самого супермена на большие экраны.
Сегодня «сверхчеловеки» — неотъемлемая часть американской культуры. Но мало
кто знает, что созданы они молодыми еврейскими писателями и художниками в годы
Великой Депрессии. В те времена, когда иллюстраторам-евреям редко удавалось
получить серьезный заказ, издатели комиксов (многие из которых тоже были
евреями) с готовностью принимали молодых художников на работу и давали им полную
творческую свободу. Таким образом, посвященные супергероям комиксы 1930 – 1940-х
годов в массе своей стали детищем еврейских художников, среди которых были
Джерри Сигель и Джо Шустер (авторы «Супермена»), Боб Кейн и Билл Фингер
(создатели «Бэтмена»), Джек Кирби и Джо Саймон («прародители» популярного
«Капитана Америка»).
Хотя никто из супергероев и не имеет откровенно еврейских черт, раввин Симха
Вайнштейн уверен, что их создатели подсознательно наделили этих чисто
американских персонажей собственными культурными ценностями и опытом. В своей
новой книге «Вверх, вверх и вперед!» он анализирует еврейские мотивы,
присутствующие в историях самых популярных суперперсонажей США.
Первая глава книги посвящена «Супермену», непобедимому борцу за «правду и
справедливость». В младенчестве «Супермена» оправляют на Землю с погибающей
планеты Криптон. Благополучно приземлившись в Канзасе, инопланетный ребенок
растет и воспитывается на небольшой ферме. И впоследствии, стараясь ничем не
отличаться от землян, маскируется под совершенно заурядного Кларка Кента.
Намеренно или нет, «судьба» Супермена явно напоминает историю жизни его
создателей, рожденных в семьях еврейских иммигрантов из Восточной Европы — им
тоже приходилось приспосабливаться к чуждому, нееврейскому окружению Нового
Света. В рассказе о происхождении Супермена четко прослеживается связь с Торой.
Так в Египте мать Моше Рабейну, надеясь спасти (см. на сайте, к примеру,
обзор недельной главы Ноах, шестой годовой цикл
обсуждения) своего младенца, положила его в корзину, а корзину положила на воды
Нила, и он попал в приемную семью. Даже настоящее, данное Супермену на Криптоне,
звучит по-еврейски — Каль-Эль (Вайнштейн отмечает, что оно напоминает
еврейское слово, которое переводится как «Голос Всевышнего»).
Подобно легендарному Голему, защищавшему население пражского гетто, новые
герои вместе со своими создателями ринулись в бой с растущей угрозой нацизма. В
конце 1930-х годов большинство американцев поддерживали политику изоляционизма,
и реальные «герои» Америки, (к примеру, Чарльз Линдберг и Генри Форд) открыто
одобряли действия Гитлера.
К 1939-му году Супермен успевает спасти Луиса Лэйна из страны, напоминающей
гитлеровскую Германию. А через два года авторы забрасывают его в фашистскую «Дюкалию».
Он участвует в спортивных соревнованиях и, подобно Джесси Оуэнсу, триумфатору
Берлинской Олимпиады 1936 года, побеждает «идеальных» светловолосых и
голубоглазых атлетов на их собственной территории. Еще большей прямолинейностью
«отличается» Капитан Америка. На обложке первого выпуска комиксов с его участием
он наносит удар в лицо Гитлеру — за девять месяцев до того, как США объявили
войну Германии.
Факт создания подобных героев не укрылся от нацистов и их сторонников.
«Сочувствующий» фашистам Немецко-Американский Бунд отправлял в редакцию «Таймли
Комикс» (позднее переименованную в «Марвел»), выпускающую комиксы о Капитане
Америке, письма с угрозами.
В апреле 1940 года в одной из газет СС министр пропаганды нацистской Германии
Йозеф Геббельс подверг резкой критике Супермена, назвав Джерри Сигеля «хитрым
израильтянином», а так же — «интеллектуально и физически обрезанным молодчиком»,
готовым на все ради денег. У американцев супергерои вызвали диаметрально
противоположные чувства. Они приняли их с распростертыми объятьями, и во время
Второй мировой войны комиксы занимали приблизительно 25 процентов «площади»
журналов, которые отправлялись и американскому военному контингенту за рубежом.
«Сверхчеловеки» выражали не только желание евреев свергнуть диктатуру фашизма
— в их образах и ситуациях, в которые они попадали, просматривалась непростые
реалии жизни в многонациональной Америке. Супермен вынужден скрывать свое
происхождение, стараясь, подобно многим иммигрантам, вести себя как «типичный,
приятный в общении» американец. Двойная жизнь, подразумевающая необходимость
прятать истинную сущность, стала своего рода фирменным знаком супергероев. А в
действительности их создатели сами часто пользовались псевдонимами, чтобы
завуалировать свою национальную принадлежность. По словам Вайнштейна, супергерои,
как и их авторы, в полную силу использовали дарованные им таланты именно в те
моменты, когда их истинная личность пряталась под маской «обычных» членов
общества.
«Супермен может быть евреем, — цитирует Вайнштейн высказывание английского
писателя Говарда Якобсона, — но творить чудеса он способен при одном условии:
если никто не будет знать, что он еврей. Трудно представить себе более еврейскую
позицию».
В своей книге, каждая глава которой посвящена отдельному супергерою или
команде супергероев, Вайнштейн демонстрирует, как со временем еврейские корни
начали проявляться в комиксах все более и более отчетливо. Когда у руля
«супермашин» и «суперкораблей» встало новое поколение еврейских писателей и
художников, а антисемитизм ослабил в Америке хватку, некоторые герои наконец-то
«обнаружили» свою еврейскую сущность, а другие просто отдали дань уважения своим
создателям.
Скажем, в 1961 году Стэн Ли и Джек Кирби (их настоящие имена — Стэн Либер и
Яаков Курцберг) снабдили сверхсильного члена своей Фантастической Четверки
(Существо) американской модификацией еврейского имени — Бенжамин (Джейкоб Гримм)
и описали историю его трудного детства в манхэттенском нижнем Ист-Сайде, в
основном заселенном евреями. По словам Ли, он никогда не задумывался о
вероисповедании Существа, однако в 2002 году новая (и нееврейская по составу)
редакционная команда разработала для него предысторию, в которой он читает
молитву Шма для владельца ломбарда, находившегося по соседству с
домом его родителей, и возвращает украденную им в детстве Звезду Давида.
Владелец ломбарда мягко упрекает Существо за то, что тот никогда не говорил о
религии. И задается вопросом: быть может, он стеснялся своего происхождения?
В 1981 году редакция «Марвел» забросила своего героя Халка в Тель-Авив, где
он познакомился с новой героиней по имени Сабра — израильтянкой, работающей в
полиции и обладающей сверхчеловеческими способностями. Она, как и остальные
супергерои, вынуждена скрывать свое истинное лицо. Сабре суждено было еще не раз
появиться в различных марвеловских комиксах.
1980-е годы подарили Капитану Америке еврейскую подружку, заставили Атома
объяснять остальным членам Лиги правосудия смысл Хануки, и ввели в состав
Людей-Икс Китти Прайд — религиозную внучку человека, пострадавшего во времена
Холокоста.
По иронии судьбы, супергероем с наиболее выраженными еврейскими чертами
суждено было стать отрицательному персонажу. Сюжет комиксов о Людях-Икс,
созданных Ли и Кирби, вращается вокруг целой «расы» мутантов, подвергающихся
гонениям со стороны «нормальных» людей. Многие поклонники комиксов, пишет
Вайнштейн, полагали, что мутанты — художественное воплощение образов евреев,
гомосексуалистов, афро-американцев и т.д. То есть людей, принадлежащих группам,
которые в кругах «истинных» американцев считаются «чужаками». События в таких
комиксах развивались по сценарию, как будто бы «скопированному» с образа
действий участников некоторых движений, отстаивающих гражданские права. Так
центральный конфликт Людей-Икс основан на противостоянии мутантов, стремящихся к
мирному сосуществованию с остальным человечеством, с теми, кто не намерен
склонять голову перед презренными «людишками».
Агрессивно настроенными мутантами руководит всесильный супергерой по имени
Магнето. В 1978 году создатель этого персонажа Крис Клэрмонт наконец-то открыл
поклонникам тайну его прошлого. Оказалось, что в молодости Магнето прошел через
ужасы и страдания Холокоста. «Я уже побывал в одном лагере смерти, — заявляет
он. — И не позволю другим людям бояться того, о чем они не имеют понятия, и
уничтожать то, чего они страшатся». Эти слова мгновенно превратили Магнето из
закоренелого злодея в сложного антигероя. В последующих выпусках он, чтобы
расстроить планы по введению Акта Регистрации Мутантов — зловещего отголоска
нацистских Нюрнбергских законов — объединяется с «хорошими парнями».
Следует признать, что в некоторых случаях найденные Вайнштейном еврейские
параллели кажутся притянутыми за уши. Он утверждает, например, что
сотрудничество Бэтмена с Робином навеяно мудрыми высказываниями Учителей,
записанными в Талмуде, в которых говорится о значении партнерства. В
действительности же своим рождением Робин, скорее всего, обязан стремлению
редакторов ввести в серию комиксов молодого героя, с которым могли бы
ассоциировать себя юные читатели.
Однако в целом приведенные Вайнштейном примеры весьма убедительно доказывают
наличие в жанре комиксов еврейского элемента.
Нельзя не отметить и легкость авторского стиля, подлинный интерес автора
данной книги к обсуждаемой теме. Произведение Вайнштейна представляет собой
занимательный экскурс в историю комиксов. По мере ее прочтения осознаешь, что
именно еврейское влияние открыло дорогу и более поздним шедеврам жанра, таким
как графический роман Уилла Эйснера «Сделка с Творцом» и удостоившаяся
Пулитцеровской премии серия комиксов «Маус: рассказ выжившего» Арта Шпигельмана.
Успех художественных фильмов о супергероях — «Человек-Паук», «Люди-Икс» и
«Возвращение Бэтмена», в создании которых принимали участие режиссеры-евреи Сэм
Райми и Брайан Сингер, доказывает, что еврейский вклад в данную область массовой
культуры продолжает возрастать.