Краеугольный камень еврейской религиозной практики — семья. Поэтому люди,
лишенные собственного семейного очага, часто выбиваются из жизненного ритма
общины. Одна из причин состоит в том, что, пережив ряд не увенчавшихся браком
знакомств, некоторые из них, надевают маску «заядлого холостяка» и начинают
рассуждать о плюсах и минусах одиночества. А это в общине, как правило, не
приветствуется.
Но одинокие религиозные евреи не желают хранить молчание. И вот группа
талантливых «неженатиков» решила поделиться своими проблемами с широкой
аудиторией через театр.
Эта творческая группа создала театр «Амука». И на театральном фестивале,
который проходил в Иерусалиме в холь а-моэд (полу праздничные дни)
Суккота, представила на суд зрителей спектакль под названием «Чудеса и брак».
Премьера этого спектакля состоялась в иерусалимском зале «Эйхаль Шломо».
Перед премьерой дебютанты, конечно же, очень волновались: заинтересует ли
зрителя поднятая в их представлении тема? И готовили себя к тому, что большая
часть зрительских кресел будет пустовать.
Но волнения были напрасными. Желающих услышать «исповедь» трех одиноких
религиозных евреев в возрасте тридцати с небольшим лет оказалось предостаточно.
Публика до отказа заполнила зал.
Шоу, созданное Идо Левингером, изучавшим актерское искусство вместе с
религиозным актером Шули Рэндом, состоит из трех частей, каждая из которых
посвящена одной из сторон одиночества.
Создатели представления главным образом руководствуются принципом «смешно — о
серьезном». Сатира и юмор помогает им непринужденно, с изяществом и легкостью,
открыть глубины человеческой неустроенности. Прекрасной, обостряющей ощущения
зрителей «приправой» к остроумным репликам служит музыка и включенные в действие
танцевальные номера. В разговорах «с самим собой» персонажи спектакля дают
возможность зрителю проникать в сознание неженатого религиозного мужчины.
В одном из эпизодов мать одного из героев спектакля (эту роль великолепно
исполняет бородатый актер Йонатан Билет), искренне желающая добра своему сыну,
пытается отправить его на консультацию к психологу. Ее любящая, но неуклюжая
опека символизирует растерянность старшего поколения перед современными
проблемами, связанными со вступлением молодых людей в брак. Посещение
психотерапевта в постановке весьма остро высмеивается. Но, вместе с тем, зрителю
этой сценкой дают понять, что помощь стороннего, мудрого и опытного, человека
имеет положительные стороны и открывает перед молодым человеком возможность
глубже заглянуть в собственное «я» и распознать причины своего затянувшегося
одиночества.
В другом эпизоде этого спектакля на сцене появляется «эксперт» по проблемам
неженатых религиозных людей, который читает зрителям лекцию. В его устах
одиночество — нечто вроде трудноизлечимой болезни. Он, демонстрируя свою
квалификацию, ставит диагноз холостому «добровольцу» из зала и назначает ему
сложный и маловразумительный курс лечения. «Лектор» с самодовольной уверенностью
сообщает «пациенту», что назначенное им лечение избавит его от проблем. И в этот
момент выясняется, что «доброволец» обручен, то есть — справился с «болезнью»
без посторонней помощи.
— Воплощая на сцене образы наших героев, мы призываем взглянуть на них
критически, — объясняет Идо Левингер. — Однако главное для нас — не критика.
Юмор в нашем спектакле — тот «инструмент», который доносит до зрителя боль и
запутанность ситуаций, в которые мы попадаем.
Он отмечает, что трудности, с которыми сталкиваются многие молодые люди в
попытках найти спутника (спутницу) жизни — «симптомы болезней», распространенных
в современном обществе. При этом подчеркивает, что сложившееся положение нельзя
сравнивать с математической задачей, имеющей простое решение.
— Ирония, смех в сочетании с открытым признанием чувств, которые испытывают
индивидуумы, — считает он, — способны, хотя бы в какой-то мере, оказать на
общество исцеляющее воздействие.
Похожую точку зрения высказывает и Давид Килимник, 29-летний комедийный
актер, иммигрировавший в Израиль из США. Его комедийный спектакль одного актера
под названием «Найдите мне жену» с успехом идет в Иерусалиме. Это —
юмористический взгляд на его одиночество и его поиски спутницы жизни.
Сюжеты пьесы Килимник черпает из своей личной жизни — на сцене он
рассказывает о своих отношениях с женщинами, о перипетиях его холостяцкого
существования. Он делится с публикой собственным опытом и размышлениями,
расцветив безотрадную картину иронией и юмором.
— Если вы — религиозный человек и, к тому же — одинокий, — говорит Давид, —
ваша жизнь может превратиться в бесконечный кошмар наяву. Но, если вы сделаете
над собой определенное усилие, вы можете превратить это в увлекательный поиск,
наполненный знакомствами с новыми людьми и возможностями лучше узнать самого
себя…
Объектами шуток Килимника становятся прозаические ситуации, в которые
попадает холостяк: оплата счета в ресторане по окончании романтического ужина,
одинокое возвращение домой — в то время, как его друзья и знакомые идут
откуда-то с детьми и женами, перипетии Интернет-знакомств и т.д.
Второй спектакль одного актера под названием «Монологи» Килимник посвятил
алие. В нем он рассказывает зрителю о трудностях, с которыми ему пришлось
столкнуться после переезда в Израиль. Решающий шаг на пути к исцелению душевных
ран, — полагает он, — признание правды.
— В религиозном сообществе я — объект сострадания и жалости, — объясняет он.
— Потому что семья и дети — неотъемлемая часть религиозной жизни, а у меня нет
семьи. Когда я говорю всем, что хочу жениться, я тем самым подтверждаю, что не
собираюсь отчаиваться. Подшучивая над своим одиночеством, я демонстрирую, что не
теряю надежды и что все у меня, в конце концов, будет хорошо.
Театр «Ке-ереф Аин» — религиозная труппа (трое мужчин и пять женщин), которая
поставила перед собой цель снять табу с обсуждения проблем, возникающих в жизни
одиноких религиозных людей.
Недавно театр «Ке-ереф Аин» принял участие в фестивале альтернативного
израильского театра в городе Акко, показав спектакль под названием «Единство
имени». В нем зрителю демонстрируется серия зарисовок, представляющих серьезный
и глубокий взгляд на «запретные темы». Здесь обсуждаются интимные отношения до
брака и одиночество, от которого страдают неженатые евреи, соблюдающие законы
еврейской традиции.
Режиссер этого спектакля Босмат Хазан рассказывает, что их постановка,
впервые объединившая на театральной сцене религиозных мужчин и женщин,
рассматривает проблемы человеческого одиночества с позиций духовности, используя
в современных трактовках проблем истории из Талмуда и других еврейских
первоисточников.
В знак уважения традиции мужчины и женщины не прикасаются друг к другу на
сцене. Однако сам факт, что религиозные еврейские женщины танцуют и поют перед
смешанной аудиторией, вызывает споры в религиозной общине.
Весь спектакль — плод совместной творческой работы участников коллектива.
Цель постановки — донести по зрителей идею, что в одиночестве холостяцкой жизни
присутствуют ощущения, которые испытывает каждый человек в этом мире, что все
отношения между людьми на самом деле — отражение связи, существующей между
человеком и Всевышним.
В попытке достичь этой цели актеры по кирпичикам разбирают хорошо знакомые
религиозному миру стереотипы из жизни холостяков. Для того, чтобы раскрыть их
мучительную глубинную сущность. В зарисовке на тему Интернет-знакомств,
пользующуюся популярностью у современных религиозных актеров, пародируются
публикующиеся на сайтах знакомств данные о неженатых людях. В другой зарисовке,
например, религиозная женщина старательно сервирует шаббатнюю трапезу. Но,
осознав, что не в состоянии насладиться всем этим в одиночестве, в конце концов,
снимает со стола и приборы и еду.
Внимание многих зрителей привлекла готовность создателей спектакля
погрузиться в исследуемую проблему, «не притворяясь, что все у них хорошо».
Удовольствие от спектакля получают и светские зрители. Им постановка «открывает
окно» в незнакомый мир.
— Спектакль «Единство имени» не преследует воспитательных целей, —
подчеркивает Хазан. — В нем просто представлен индивидуальный взгляд на тему,
привлекающую внимание все большего числа религиозных актеров... У этой проблемы
— нет простых решений. Мы можем только надеяться, что вера и традиции помогут
нам достойно справиться с ней…