Каждый год в
марте тысячи музыкантов съезжаются в Остин на традиционный музыкальный
фестиваль, который стал одним из важнейших событий американской музыкальной
индустрии. Параллельно с фестивалем здесь проходит посвященная разговорам о
музыкальных веяниях четырехдневная конференции. Словом, город кишит людом,
прибывающим со всей Америки и из других стран. И это не только исполнители и их
поклонники, но — и музыкальные критики, антрепренеры, журналисты, представители
различных студий звукозаписи.
В этом (2006) году фестиваль побил все рекорды, собрав в клубах города почти
полторы тысячи групп.
Многие музыканты принимают участие в остинском фестивале в надежде заключить
выгодный контракт со студией звукозаписи. Новички, пока только еще мечтающие о
славе, на фестивале хотят просто себя показать. Взятие новых творческих высот
демонстрируют здесь и настоящие «звезды» — маститые группы и солисты. В этом
году «элитарную» категорию представляли фестивале Морриссей и Розанна Кэш. Они,
по их собственному признанию, выступали в Остине, чтобы «освежить впечатление о
себе законодателей музыкальной моды».
На фестивале прошлого года лидировал Матисьягу (настоящее имя Мэтью Миллер)
из Нью-Йорка — автор и исполнитель музыкальных произведений в стиле реггей. Он
сразил аудиторию не только мастерством и артистичностью, но и необычностью
музыкальных интонаций (в своих композициях Мэтью использует хасидские напевы).
Покорило публику и его намеренное нежелание выглядеть на сцене эдаким
продуманно-небрежным хиппи. На сцене он — такой же, как в обыденной жизни: белая
рубашка, черный костюм и неизменная кипа на голове. И в жизни и в искусстве
Матисьягу ищет свои еврейские корни, изучает и старается соблюдать законы
еврейской традиции.
Первые шаги к истинной известности Мэтью сделал, выступив с песней «King
Without a Crown» (Король без толпы), которую тут же подхватили самые популярные
американские радиостанции. Незадолго до своего приезда на остинский фестиваль он
выпустил свой дебютный альбом, а через год, в мае 2006-го, на международном
фестивале музыки реггей в Нью-Йорке — был признан лучшим исполнителем года.
Еврейские группы, принявшие участие в остинском фестивале этого (2005) года,
до уровня Матисьягу — не дотягивают. Однако некоторые из них, безусловно,
заслуживают отдельного упоминания.
Отмечу, в первую очередь, группу «Клезматикс», в творчестве которой
современные роковые ритмы органично соединяются с клейзмерскими мотивами.
Американские критики называют «Клезматикс» — «лучшим коллективом в стиле
«клейзмер», способным занять заметное место среди ведущих музыкальных ансамблей
планеты». Основной состав «Клезматикс» — много лет вместе (недавно на концертной
площадке нью-йоркского Центра «Таун-Холл», они отметили 20-летие существования
группы).
Ежедневно на фестивале в Остине было не менее шести концертов. Программы
каждого концерта составлялись таким образом, чтобы тех, кто выступал на одной
сцене и в одном концерте, объединяла какая-либо общая концепция. К примеру,
программы нескольких концертов были составлены из выступлений композиторов и
исполнителей, творчество которых «увековечивается» на одной студии звукозаписи.
Но порой логика подбора участников концерта оказывалась менее очевидной. Так
«Клезматикс» совершенно «неожиданно», как поначалу думали многие в публике,
попали на одну сценическую площадку с легендой британского фолк-панка Билли
Брэггом. Как выяснилось их объединило общее пристрастие к творчеству знаменитого
американского фолк-певца Вуди Гутри, который прославился своей песней «Эта земля
— твоя земля».
В 1998 году Брэгг совместно с группой «Уилко» выпустил альбом «Авеню
русалки», включивший в себя песни на стихи Гутри, нигде до этого не
издававшиеся. В программе выступления «Клезматикс» на фестивале в Остине
прозвучали композиции из незаписанного пока еще альбома, который посвящен Вуди
Гутри.
Уроженца Хайфы (ныне живущий в Америке) Джеффа Барзилая включили в программу
третьего дня фестиваля — он заехал в Остин, совершая свое непредстакуемое турне
по американской глубинке. Барзилай — солист группы «Клем Снайд». В программу
выступления на фестивале он включил несколько композиций из своего недавно
вышедшего в свет сольного альбома «Горький мед».
Его творчество насквозь пропитано духом Америки. И все же он и теперь
остается, самым, пожалуй, выдающимся израильским исполнителем музыки в стиле
инди-рок. Так, во всяком случае считают многие музыкальные критики, отмечая, что
его необычный голос даже «чисто американским балладам придает ближневосточный
колорит».
Возрастного ценза для участников фестиваля в Остине — не существует. Однако
следует отметить, что наибольшее количество зрителей собирают, как правило,
самые молодые исполнители.
В этом году особо заметными оказались «Арктик Манкиз» (Арктические обезьяны)
из Англии — дерзкие «тинэйджеры», с завидной уверенностью и увлеченностью
исполняющие панк. Они уже успели заявить о себе на родине, прослыв самой яркой
на сегодняшний день группой Британии.
Немалый потенциал угадывается и в молодежной группе «Лавли Фазерс». В ее
составе — пятеро друзей, недавно окончивших частную еврейскую школу в Монреале.
Конечно же, любой список «лучших» на остинском фестивале исполнителей и групп
— субъективен. Хотя бы потому, что даже самый заядлый любитель «живой» музыки,
готовый сутками бегать с концерта на концерт, смог увидеть и услышать, как
максимум, пятьдесят выступлений. И, если вспомнить, что участников фестиваля
было около полутора тысяч, станет очевидным, что никакой рассказ о музыкальных
событиях в Остине в мартовские дни не передаст все то, что здесь происходило. Но
стоит ли об этом сожалеть? Ведь главное — атмосфера музыкального праздника,
которую ощущают все, кто приезжает в марте в этот город.
В любое время года, когда Остин погружен в повседневные, будничные заботы,
называть этот город «всемирной столицей живой музыки», пожалуй — явное
преувеличение. Но в дни мартовских фестивалей этот громкий титул невольно и
совершенно естественно слетает с уст…