Для израильского писателя Шалома
Фридмана (живет в Иерусалиме) это был
особенный год. Точнее - он сам сделал его
особенным.
…Заканчивался праздник Шавуот, последний
в предыдущем столетии. Вот тогда-то и
возникла в голове Шалома необычная мысль: «С
завтрашнего дня, - сказал он себе, - буду с
еще большим вниманием относиться к людям…».
Не то, чтобы раньше он не обращал внимания
на то, что происходит вокруг. Нет, конечно же.
По мере возможностей, он всегда помогал тем,
кто нуждался в его помощи. Но теперь свои
контакты с людьми он взял под жесткий
контроль. Ежедневно Шалом старался
проявлять по отношению к окружающим
доброту и участие, одаривая заботой не
только близких, но и всех, с кем сталкивался
случайно. К примеру, в магазине или на улице…
Предметом его практического «эксперимента»
стало еврейское понятие «дерех эрец»,
что подразумевает - жизнь по законам Творца,
касающимся человеческих взаимоотношений.
Более глубокий подтекст этого
исследования, - объясняет писатель, - можно
обозначить таким образом: «Как лучше всего
служить Всевышнему в повседневной жизни»
Дневник, в который Шалом каждый день
записывал свою наблюдения и переживания,
лег в основу его книги «Маленькие добрые
дела». Это - захватывающая, поражающая
глубиной своей искренности исповедь, где
описание событий чередуется с
размышлениями над тем, что значит быть
евреем в современном Израиле.
Очень важно помогать тем, кто попал в
трудную ситуацию и терпит нужду, - говорит
Шалом Фридман. И выводит в книге галерею
впечатляющих образов.
Исраэль Р., пожилой, одинокий человек,
переживший Катастрофу. Со стороны кажется,
что он живет, как все - сегодня, в наши дни. Но
на самом деле он - в прошлом. Снова и снова
рассказывает он историю гибели своей семьи.
Снова и снова испытывает боль
невосполнимой потери…
Немолодой иммигрант по имени Игаль. У
Игаля, как все говорят - очень нелегкий
характер. Его конфликты с людьми мешают
окружающим осознать, что они имеют дело с
больным человеком, испытывающим финансовые
затруднения…
Рассказывает автор о бывшем зубном враче,
который иммигрировал в Израиль, и теперь
просит милостыню на углу одной из
центральных улиц Иерусалима. И еще - о
многих других, с кем сводила его жизнь за
этот «подконтрольный» год.
С присущей ему проницательностью Фридман
вглядывается в судьбы людей и, не таясь,
пишет о разочарованиях и препятствиях,
которые он пережил, пытаясь что-то сделать
для других, хоть как-то исправить их
положение.
«Помогая людям, я не жалел усилий, -
подводит Шалом итог своему исследованию. -
Но существенно изменить что-то в их жизни
мне так и не удалось. Больному мои старания
не принесли исцеления. Потерявшие близких
так и остались страдать от одиночества…».
Но в моменты, когда Фридман пишет о
собственных переживаниях, в его рассказе
появляются оптимистические нотки. «Вновь и
вновь убеждаюсь, что ничто не приносит мне
такого глубокого удовлетворения, как
заботы о других». И продолжает: «Помогая
ближнему, я испытываю самую чистую радость».
Безжалостно анализируя в книге свои
чувства, автор делает глубокие,
обоснованные обобщения, размышляя над тем,
что может сделать человек в этом, столь
сложном и не всегда понятном нам, мире.
В своем дневнике Фридман затрагивает
особенно сложные аспекты нашей реальности.
Например, пишет о том, что означает жить «дерех
эрец» по отношению к арабам, которые
живут рядом с нами. Да, они привнесли в нашу
жизнь вражду и насилие, боль потерь, -
делится с нами писатель нелегкими думами. -
Но как поступить, если перед тобой
оказывается старая, больная арабская
женщина?..
«Вчера я дал милостыню (на иврите - цедака)
арабской женщине, которая сидела у Яффских
ворот (ворота в Старый город)… - пишет
Фридман. - Она просила подаяние, и я протянул
ей несколько монет. Я ведь не знаю, что
Всевышний ждет от меня.... Позднее я прочел,
что эти «нищенки» работают на какую-то
криминальную группировку. Но та самая
женщина вполне могла оказаться просто
бедной…».
Большинство израильских евреев занимают
некую промежуточную позицию между двумя
крайностями: «генетической» ненавистью к
арабам и бессильным желанием им угодить.
Шалом Фридман не претендует на то, чтобы
разрешить эту тяжкую и острую дилемму, но в
своей книге он останавливает на ней
внимание несколько раз.
Шалом беспристрастно пишет и о своих
личных проблемах. В тот год, когда писатель
вел дневник, он развелся с женой и очень
хотел найти новую спутницу жизни. Фридман
описывает затруднительные положения, в
которых он оказывался, те неизбежные и
щекотливые ситуации, когда люди знакомятся,
а потом один из них больше не хочет
встречаться. Здесь требуется максимум
такта - чтобы не причинить боль другому
человеку, не пошатнуть его веру в себя и не
задеть его человеческое достоинство. Свое
одиночество Шалом трогательно называет «неустроенностью
и грустным ожиданием перемен…».
Во всем, что касается его самого, Фридман -
беспощаден. Он будто смотрит на себя со
стороны и не боится критики. Это свойство,
вероятно, бывает у людей, которые привыкли
делать все как следует. К примеру, он корит
себя за то, что, переключив внимание на
собственную книгу, он забывал порой о
проблемах других людей. И «не принимает
отговорок», не успокаивает себя тем, что
серьезный литературный труд, которым он
занят - тоже помощь людям и достойный вклад
в жизнь общества. Наоборот, Шалом нередко
осуждает себя, подчеркивая, что «его
деятельность зачастую бесплодна и
малоэффективна. Но намерения мои чисты, -
продолжает он. - Я - тот же Дон Кихот, который
старается жить по законам Торы».
С большой любовью и уважением Шалом
Фридман пишет о своем учителе - раввине
Давиде Герцберге, благословенна его память.
Ему он посвящает свою книгу «Маленькие
добрые дела».
«Самое большое влияние на формирование
моего характера и того лучшего, что есть во
мне, я обязан своим родителям и этому
человеку, - отмечает писатель. - Он научил
меня быть добрее и теплее к окружающему
меня миру».
Через всю книгу красной нитью проходит
преданность Шалома еврейскому народу, его
глубокое ощущение принадлежности Израилю.
Автор, однако, непреклонен в своем
негативном отношении к израильским
средствам массовой информации и
представителям академических кругов. И те и
другие, - считает он, - очерняют Израиль и
внутри страны и на международной арене. Они
без устали пропагандируют свою позицию,
умаляющую еврейские идеалы и
обесценивающую уникальность еврейского
народа.
Шалом Фридман безжалостно критикует и тех,
кто позволяет себе оставаться в стороне и
не участвовать в жизни страны и
израильского общества.
В целом, «Маленькие добрые дела» -
прекрасная книга. Она выпущена в свет
издательством «Урим» (Иерусалим - Нью Йорк).