Если бы меня спросили
РАДОСТНЫЙ МИР ВЕНИАМИНА КЛЕЦЕЛЯ
Если бы меня спросили, какой современный художник мне ближе всего по духу, по
умению с просветляющей душу печалью или с легкой незлобивой усмешкой проникать в
недра еврейской жизни, в психологию рядового, ничем не приметного еврея —
торговца рыбой или священнослужителя, выпивохи или местечкового Спинозы, — я бы,
не задумываясь, ответил — Вениамин Клецель.
В отличие от некоторых собратьев по цеху, приноравливающихся к потребностям
рынка, он не гоняется за модой, не стремится к сногсшибательным новациям, а
настойчиво и прилежно, как его великие предтечи Шагал и Сутин, следует зову
своей художнической совести и, не потакая ничьим вкусам, продолжает создавать
любезный ему мир, густо населенный яркими и живыми персонажами...
Григорий Канович, писатель
В этом году замечательному израильскому художнику Вениамину
Клецелю исполнилось 70 лет...
Шейна Моргенштерн, журналист
Еврей, куда бы ни забросила его судьба, в какие бы обстоятельства ни
поставила — всегда еврей. И даже если он стремится стать таким, “как все”
вокруг, живя, скажем, в России или в Америке, генетически заложенные в нем
особые черты, пусть — не на людях, пусть — только в быту, в узком кругу близких
людей, но обязательно прорываются на поверхность. Проявления этой
“особости”
и есть, пожалуй, главная тема творчества Вениамина Клецеля. Его работы —
неисчерпаемая сага о своем народе.
Чуткий камертон души художника
улавливает их, когда он в компании друзей сидит за праздничным столом, когда
любуется на Иерусалимском рынке Махане Иегуда ловкими и точными движениями
торговца рыбой, когда просто гуляет по городу и его цепкий взгляд выхватывает в
толпе какое-то лицо...
Персонажи картин Клецеля существуют вне времени, вне географии. Его герои
словно живут среди нас и также естественно выглядят, если бы жили они в начале
прошлого, 20-го века в любом еврейском местечке Европы.
Рецепт художника “прост”: небольшой прямоугольник холста, яркое, щедро
выплеснутое на плоскость многоцветье масляных красок, немного доброго юмора... И
вот перед вами — живая картинка из жизни, эпизод, зафиксированного авторским
сознанием бытия. Намеренное нарушение пропорций заостряет метафоричность
произведений, обнажая глубинную суть характеров, подчеркивая авторскую
индивидуальность.
Большой период жизни Вениамина Клецеля прошел в интернациональном окружении.
Родился и вырос в маленьком украинском городке. Когда началась война, Вене было
9 лет. Семья эвакуировалась в Ташкент — столицу Узбекистана. В Ташкенте Вениамин
окончил театрально-художественный институт (отделение живописи). Потом — долгие
годы жизни в российском приволжском городе Самаре...
Каждый художник имеет возможность раскрыть свой творческий потенциал, если
Творец наделил его талантом пластического видения реальности. Однако между
возможностью и ее реализацией лежит большой и трудный путь. Истинная свобода в
выборе художественных средств приходит, когда человек овладевает приемами
академической школы, вбирая в себя опыт мастеров прошлого.
В Ташкентском институте Клецель приобрел необходимые навыки. Годы в Самаре
выработали опыт, научили его ежедневно, неустанно работать. Ибо только упорным
трудом
достигается необходимый в
профессии художника “эффект”, когда рука послушна импульсам творческого
воображения.
В Самаре им создано огромное
количество работ, часть которых разъехалась по многим странам света. В Самаре к
нему пришло первое признание.
В Израиль художник приехал в 1990-м. Зрелым, сложившимся мастером. И здесь
будто открылось новое дыхание.
Временами его живопись израильского периода обретает географию. Когда
художник пишет Иерусалим.
— В великом Городе рисую камни, холмы, здания, людей. И чувство восторга
переполняет меня... — говорит Веня Клецель.
Чувством восторга, искренней, открытой влюбленностью окрашены не только
иерусалимские пейзажи Вениамина Клецеля ,
но все, что
художник переносит на холст. Его темперамент
столь ярок и
неудержим, что авторские эмоции неизменно захватывают зрителя. Рассматривая
картины
Вениамина Клецеля, человек
начинает видеть мир его глазами. И мир становится чище и радостнее...
Израильский период творчества
Вениамина Клецеля получил заслуженное признание.
За 12 лет жизни в Израиле художник стал участником более 10-ти групповых
выставок, в том числе — в Иерусалимском Доме пластических искусств, в
Центральном Доме конгрессов (Биньяней а-Ума) в Иерусалиме.
На израильской земле его работы экспонировались на 7-ми персональных
выставках. Шесть из них состоялись в Иерусалиме, и одна — в Тель-Авиве.
Несколько лет назад картины Клецеля экспонировались в галереях Нью-Йорка и
Чикаго (США).
Работы художника — в Национальном музее пластического искусства Болгарии, в
галереях и частных коллекциях Израиля, США, Франции, России, Венгрии.
Иерусалим
|