ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



16 ава 5761 года

 

16 ава 5761 года (5 августа 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 9

 

К Торе восходят многие словесные формулы, принятые в наши времена человечеством. К ним, скорее всего, относится выражение "за все в этой жизни надо платить".

Гемара исследует данную человеку Всевышним систему компенсации ущерба.

Заповедал Творец: "Если испортит человек поле или виноградник (соседа), послав свой скот... на поле другое, пусть лучшим, что есть на поле или винограднике его, заплатит" (Шемот, 22-4).

В этой цитате Гемара анализирует каждый семантический оттенок слов, произнесенных Создателем.

Спрашивает Гемара: когда говорится, что платить следует "из лучшего", имеется в виду именно земля или подразумевается и любое другое имущество хорошего качества?

Рав Гуна утверждает, что виновный имеет право заплатить за нанесенный ущерб или землей или деньгами.

Напоминает рав Нахман: учили мы об одном из видов ущерба - "Если откроет человек яму или выкопает человек яму и не закроет ее, и упадет туда бык или осел, хозяин ямы заплатит серебром, вознаградит хозяина (животного)..." (Шемот, 21-33:34).

Зачем здесь слово "вознаградит", если уже сказано "заплатит"?

Очевидно, слово "вознаградит" произнесено Всевышним для того, чтобы мы знали: если есть у человека серебро, пусть серебром заплатит, если - нет, пусть заплатит чем-то другим по своему выбору, даже отходами урожая.

Следовательно, по мнению раби Нахмана, виновный может дать за нанесенный ущерб не только серебром и не только лучшим из своего имущества.

  • Нет, - возражает рав Гуна, - отходами урожая можно расплачиваться только в том случае, если нет ничего другого.
  • Но это же пшита! - говорит Гемра.

(На языке Талмуда пшита - что-то простое (от ивритского слова пашут), само собой разумеющееся, о чем специально говорить не стоит. И без того ясно - каждый платит тем, чем в состоянии заплатить).

И тут же выдвигает антитезу: это - не пшита. Закон требует, чтобы виновный приложил усилия, продал отходы урожая и возместил данный ущерб деньгами. Если речь - об отходах. В ином случае средством компенсации может быть и что-то другое.

Сказал раби Аси: в вопросах компенсации деньги то же самое, что земельное владение.

Одна из задач Гемары сгруппировать и проанализировать типичные ситуации.

На какой ѓалахе основано утверждение раби Аси? - спрашивает Гемара.

И рассуждает: если речь идет об оплате ущерба деньгами в сумме, которая равна стоимости лучшего из земельных наделов, то именно об этом говорил рав Гуна; однако, возможно, имел в виду другую ситуацию.

Два брата получили от отца наследство: первый - земельный надел, второй - деньги. И вот появляется человек, которому их отец был должен, и в уплату долга забирает себе землю. Тогда сын, лишенный наследства, получает половину денег брата.

Наверное, правильно было бы, чтобы ответственность за долги отца в равной степени несли оба сына, - выдвигает предположение Гемара. И сама же дает опровержение. В такой логике есть некий изъян. В ней упускается одна деталь: сын, получивший наследство деньгами, может сказать, что сознательно взял деньги и в случае, если они будут украдены, не претендует на долю наследства брата. Сын, унаследовавший землю, тоже мог обусловить свой выбор (или выбор отца): в случае, если поле пойдет в уплату отцовских долгов, он не претендует на компенсацию из денег брата.

Как же тогда объяснить высказывание раби Аси о том, что деньги приравниваются к земельному наделу?

Гемара предлагает для осмысления новую ситуацию.

Два сына получили в наследство от отца землю. Приходит человек требовать то, что должен был ему их отец, и в качестве компенсации отбирает землю у одного из сыновей. Сын, лишенный владения, просит своего брата поделить оставшееся у того наследство пополам. Вот об этом и говорит раби Аси, - заключает Гемара. Сын, наследство которого осталось в сохранности, не обязан делиться землей и может отдать брату долю деньгами.

Подобная ситуация обсуждалась раньше. Тогда Рав утверждал: если отцовское владение поделено между сыновьями и тот, кому был должен отец, требует компенсации полем одного из них, наследственные доли следует пересмотреть заново. Ведь оба - наследники. И, следовательно, должны нести равную ответственность за долги отца.

Тот, кто заплатил за отца долг, - говорит Шмуэль, - проигрывает. И ничего с этим не поделаешь: получив в наследство земельные участки, сыновья приобретают статус землевладельцев, купивших поля, и второй брат уже не имеет отношения к имуществу первого.

По утверждению раби Аси, сын, выплативший отцовский долг, берет половину земельного надела брата или половину унаследованных братом денег, потому что, приобретая статус землевладельцев, купивших поле, они остаются наследниками. Как наследник, оставшийся без оставленного ему отцом имущества, он имеет право на часть земельного надела, а как хозяин, купивший поле - на часть денег.

Гемара приходит к выводу, что слова раби Аси подтверждают высказывание рава Гуны: виновный в ущербе имеет право возместить ущерб некачественным имуществом лишь в том случае, когда у него нет ничего другого.

 



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Шехина создает трепет перед Небесами?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля