О Трактате Менахот
New Page 5
ВВЕДЕНИЕ
В каком-то смысле оба первых трактата раздела Кодашим
- Зевахим
и Менахот - это одна книга. Ее первая часть - Зевахим,
вторая - Менахот.
Поэтому настоятельно рекомендуем еще раз прочесть введение к трактату
Зевахим (см. на сайте
Введение к
трактату Зевахим),
а также его первые листы (см. на сайте обзоры
листов
2
и
3
трактата Зевахим).
Само слово менахот, вынесенное в название трактата - множественное
число от слова минха. Понятие это весьма емкое и имеет более пяти граней
понимания.
Наиболее функциональное и часто встречающееся в языковой практике значение
выражения минха (от слова - менуха) - «отдохновение». Оно содержит
в себе некий образ приятной предвечерней прохлады после жаркого летнего дня.
В Торе это слово употребляется для обозначения приношения бедного человека, у
которого нет денег на приобретение предназначенного для приношения
животного.
Такой человек может впасть в состоянии депрессия, считая себя неудачником.
Однако Тора открывает перед нами иную грань Истины: ее законы позволяют и
неимущему прийти в Храм со своим приношением, ценность которого в «глазах»
Всевышнего ничуть не меньше, чем приношение богача. Это помогает бедняку
почувствовать «веяние прохлады», сбросить напряжение и испытать состояние
внутреннего успокоения.
И хотя существуют менахот ,
не связанные с финансовым положением человека, основное значение слова минха
в контексте корбанот (приношений) - «приношение неимущего».
Минха, как правило, состоит из муки (в количестве примерно двух
килограмм), смешанной с пол-литровой порцией оливкового масла. При этом, на
многие виды менахот сверху кладется левона - крупицы высохшей
смолы определенного дерева.
Минха может быть принесена как в сыром виде (тесто), так и в испеченном
или поджаренном (хлеб, лепешки, сухарики). Каким образом в том или ином случае
готовить минху, определяют законы Торы.
В технологии осуществления процедуры приношения различных видов минхи
есть некоторые различия. Однако выделим здесь главные, общие черты.
1. Принося минху, человек устно посвящает Всевышнему ее ингредиенты, и
с этого момента для личных целей использовать их уже нельзя.
2. Мука и оливковое масло смешиваются в особом сосуде, а горстка левоны
насыпается сверху.
3. Если минху приносят не в сыром виде, из теста пекут хлеб (или жарят
лепешки), затем этот хлеб или лепешки разламывают на мелкие кусочки, смазывают
остатками оливкового масла и посыпают левоной .
4. Все предыдущие этапы (посвящение ингредиентов, приготовление смеси муки с
маслом, добавление левоны и выпекание - если требуется) выполняются тем,
кто приносит минху - на внешнем дворе территории Храма. И только на этом
этапе в «работу включается» коэн (служитель в Храме). Он берет сосуд с
минхой и подносит к юго-западному углу мизбеаха (в условном переводе
- жертвенник). После этого символического действия здесь, у мизбеаха,
пока больше ничего не делается - коэн несет минху к тому месту,
где он будет совершать собственно процедуру приношения.
5. Левона
(крошки смолы) сдвигаются к одной из стенок сосуда - чтобы очистить поверхность
минхи.
6. Коэн
берет одну горсть минхи (теста или сухариков) и кладет в особый сосуд.
Туда же помещают собранную с поверхности левону - всю, до единой крошки.
Процедура, когда из полученного коэном сосуда берут горсть минхи,
называется - кемица, содержимое горсти - комец.
7. Теперь смесь в особом сосуде переносят к мизбеаху и сжигают.
8. Оставшаяся часть минхи (реально - почти 99 процентов) передается
коэнам, и они могут использовать ее в пищу. Но только - на территории Храма.
Ни в каком другом месте Иерусалима есть минху не разрешается.
Существуют виды минхи, которая полностью, без остатка сжигается на
мизбеахе .
Процедуры приношения менахот и зевахим (приношения животных)
имеют - и не случайно - общую черту: их осуществление проходит в четыре этапа
(об этапах процедуры приношения животных - см. на сайте в обзорах
листов
2
и
3).
Этап первый :
шехита -
для зевахим,
кемица
(отделение горсти) - для менахот.
Этап второй :
кибул дам
(когда кровь зарезанного животного собирают в сосуд) - для зевахим,
помещение комеца в сосуд - для менахот.
Этап третий: перенесение сосуда - и для зевахим и для менахот .
Этап четвертый :
зерика -
для зевахим,
актара
(сожжение комеца) - для менахот.
Все четыре этапа должны быть совершены так, чтобы минха считалась
«принятой», иными словами - «угодной» Всевышнему.
Во второй его части трактата Менахот рассматриваются также
правила, регламентирующие приношение вина.
Приношения этого вида довольно часто осуществляются вместе с некоторыми
видами зевахим или менахот. Однако иногда вино приносится и -
отдельно.
В чем заключается процедура приношения вина?
Вино поднимают на мизбеах и выливают в особые чаши, закрепленные на
юго-западном углу верхней плоскости мизбеаха (об устройстве мизбеаха
- см. на сайте
обзор
листа 54
трактата Зевахим).
Из этих чаш
вино по особым каналам стекает в полость Храмовой горы, расположенную глубоко в
земле.
Количество вина для каждого приношения колеблется от полутора до трех литров.
Важно подчеркнуть, что приношение менахот и вина, так же, как -
зевахим, имеет глубокий смысл, содержащий в себе намек на устройство высших
миров. Эти приношения помогают человеку приблизиться к постижению идеи Единства
Творца (см. об этом на сайте - в
обзоре листа 120
трактата Зевахим ).
В трактате Менахот - 13 глав и 110 листов.
Автор текста
Элиягу Эссас
Новая страница 1
|