О Трактате БАВА КАМА
13 элуля 5761 года
13 элуля 5761 года ( 1 сентября 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 36
В наших обзорах мы не раз говорили, что Гемара достаточно часто пользуется понятиями там (животное, от которого не ожидают неприятностей) и муад (животное, о котором известно, что оно способно причинить вред).
В этом листе Талмуд обсуждает проблемы, связанные с поведением быка-там .
Потерпевший выступает в роли требующего с виновного долг, — говорит раби Ишмаэль. — А “провинившийся” бык представлен в качестве залога.
За проделки быка-там выплачивается половинная стоимость ущерба. И, если вырученной с его продажи суммы не хватает, чтобы покрыть долг, бет-дин (суд) не имеет права взыскивать с другого имущества.
Потерпевший становится совладельцем быка, нанесшего ущерб, — утверждает раби Акива. — Цена быка при продаже составляет половину от суммы ущерба (то есть, столько, сколько обязан выплатить ответчик) или меньше, потерпевший имеет право забрать быка себе.
Если бык-там, одного за другим, боднул несколько быков, решения суда — объявить, что он муад, еще не было, его хозяин компенсирует половину убытков последнему потерпевшему.
Раби Меир, как и раби Ишмаэль, говорит, что потерпевший как будто бы взыскивает долг с ответчика. Поэтому при выплате преимущество имеет последний потерпевший. Как это выглядит на практике?
Допустим, бык Реувена, стоимостью в 200 монет, нанес быку Шимона ущерб на сумму 200 монет. Шимон, в ожидании компенсации в 100 монет (в половинном размере), забрал быка себе. Этот бык боднул быка Леви, нанеся ущерб на ту же сумму (200 монет). Теперь Леви забрал его себе. А бык ранил быка Иегуды... В результате Леви выплачивает Иегуде 100 монет, а сам он и Шимон остаются в убытке.
На чем основана логика раби Меира?
Он расценивает ситуацию так. Пострадавший забрав быка в залог, чтобы востребовать с ответчика полагающиеся ему деньги (половину от стоимости ущерба), выступает в роли сторожа животного. Теперь он в ответе за поступки быка, а настоящий хозяин, если бык вышел из-под контроля, свободен от ответственности.
Если, к примеру, половинная стоимость ущерба, причиненного Иегуде, составляет 30 монет, то остаток от первоначально назначенных за ущерб, нанесенный Леви (100 – 30 = 70 монет), полагается Леви.
Но, если и ущерб Леви оценивается, скажем, в 40 монет, оставшуюся от 100 монет долю (ущерб Шимона — 100 монет) получает Шимон. Из расчета: 100 – (40 + 30). То есть, Шимон получает 30 монет.
Получается, что всю причитающуюся сумму получает лишь последний пострадавший. Остаток распределяется между теми, кто пострадал ранее.
Бык, стоимостью в 200 монет, боднул быка, который стоит столько же. И убил его. Невила (убитое животное), как утверждает раби Ишмаэль, ценности не имеет. Каковы финансовые расчеты в таком случае?
Ответчик продает быка, 100 монет оставляет себе и 100 монет отдает истцу.
Если же бык успел боднуть еще и другого быка, который тоже стоит 200 монет, хозяину последнего пострадавшего быка полагается 100 монет, а хозяину быка и первому истцу остается по 50.
Раби Ишмаэль придерживается точки зрения раби Акивы: ответчик и пострадавший расцениваются как компаньоны, владеющие быком. Поэтому потерпевший берет 100 монет (половинную стоимость нанесенного ему ущерба), вторая половина от стоимости быка поровну распределяется между компаньонами.
Допустим, тот же бык боднул третьего быка (скажем, быка Иегуды), который, в свою очередь, стоит тоже 200 монет. Последний пострадавший — Иегуда. Ему полагается 100 монет, Леви получает 50, а Реувен и Шимон — по 25.
Некоторые Учителя говорят, что, взяв быка в залог, пострадавший не становится его сторожем. Он в данном случае — лишь компаньон настоящего хозяина и несет с ним равную ответственность за дальнейшее поведение быка.
Какие выводы делает Ѓалаха ?
Разговор об этом — в обзоре следующего листа.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|