ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

13.12.2024, 12 Kislev, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



Untitled Document


9 ава 5761 года (29 июля 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 2

 

Основная тема любого трактата задается в начале. Как сказано во Введении в Трактат, здесь мы займемся исследованием видов ущерба, которые один человек может причинить другому. В Бава Кама, по сути, разбирается модель сосуществования людей.

Под ущербом в трактате подразумевается урон, нанесенный имуществу, телесные повреждения, нанесенные человеку — не только другим человеком, но и тем, что ему принадлежит.

Очевидный вариант — самые разнообразные виды ущерба может причинить животное. Оно может укусить, боднуть, что-то съесть или просто “смахнуть хвостом” какой-то предмет.

Вред могут приносить и неживые объекты. Скажем, вырытая на проезжей части дороги яма. Или огонь. Допустим, человек на своей территории разжег костер, начался пожар, и огонь перекинулся на соседнюю, чужую территорию...

Существует множество способов причинить ущерб ближнему. Они отличаются друг от друга не только формами проявления (например, огонь и яма), но и мерой ответственности хозяина причинившего ущерб объекта. А, кроме того, каждый объект потенциально обладает определенными “разрушительными способностями”, свои пределы “разрушительной силы”, которые можно предвидеть. Одно дело — смирная коза, другое — собака-волкодав.

Как сгруппировать различные способы нанесения ущерба?

Мишна, которой открывается наш трактат, предлагает к рассмотрению четыре основные категории способов нанесения ущерба. В ней сказано: “Четыре основные категории (вида) нанесения ущерба: (выраженная словом) бык, (выраженная словом) яма, а-мавэ (значение этого слова будет объяснено в обзорах последующих листов) и (выраженная словами) полыхающий огонь. А-мавэ отличается от быка, а бык — от а-мавэ, и оба они, будучи живыми существами, отличаются от огня, который не живой. И все три (категории) способные перемещаться, отличаются от (категории) ямы, которая вырыта в определенном месте.

Что же у них общего? Все они — категории (виды) нанесения ущерба, и человек несет за них ответственность”.

Талмуд начинает анализировать Мишну с первых ее слов: “основные категории (виды)”. И задается вопросом: если существуют виды, следовательно, есть и подвиды? Например, бык (вид) наносит ущерб разными способами, каждый из которых можно рассматривать как самостоятельный подвид.

Гемара (Талмуд) конкретизирует: бык может боднуть рогами, прилечь на траву и раздавить стоящий в этом месте сосуд, может почесаться о забор и сломать его.

Каждое из подобных действий формулируется на универсальном юридическом языке и становится самостоятельной подкатегорией.

Возникает вопрос: отличается ли мера ответственности за ущерб “основного вида” от меры ответственности за ущерб, относящийся к “подвиду”?

Для того, чтобы дать ответ, исследуются аналоги в других областях Торы. Например, законы о соблюдении субботы. В течение субботних суток (с вечера одного дня до вечера другого) запрещены многие действия. Тора группирует их в 39 “основных видов работ”, т.е. запрещено: сеять, пахать, шить, писать, разжигать огонь и т.д. За нарушение каждого запрета еврей несет ответственность. Уменьшается ли мера его ответственности, если нарушен запрет на работу, относящуюся к какому-либо подвиду?

В субботу нельзя сажать деревья. Это — основной вид запрещенных работ. Но нельзя в этот день и поливать саженцы. Это — подвид.

По законам субботы, еврей, посадивший в этот день дерево, и тот, кто полил саженцы, несут одинаковую ответственность за нарушение запрета. Но есть здесь и некие нюансы. Если еврей нарушил запрет на два основных вида работ, он отвечает за два нарушения. Если нарушил (сразу, подряд) запреты на вид и подвид (скажем, посадил дерево и полил его), он отвечает за одно нарушение.

Как это правило выражается в нашей теме (ущербы)? Существуют ли различия в мере ответственности за ущерб основного вида и подвида?

На этот вопрос один из наших Учителей — рав Папа (имя собственное) отвечает так: в одних случаях отличия есть, в других — нет.

Далее Гемара углубляется в анализ категории, обозначенной словом шор (бык). И выделяет в ней три субкатегории: керен (рог), шен (зуб), регель (нога).

Керен — это ущерб от нанесенного быком удара.

Шен — ущерб, причиненный, когда животное что-то съедает или приносит вред, удовлетворяя собственные потребности — без агрессии.

Регель — урон, нанесенный имуществу ближнего, без какого бы то ни было намерения быка, без проявления агрессивности, без желания удовлетворить потребности. Например, бык идет по дороге и задевает чье-то ведро с молоком. Ведро падает, молоко разливается.

Эти подвиды принципиально отличаются друг от друга и достойны стать отдельными видами. Гемара согласна с таким утверждением. Почему же Мишна сводит все случаи к четырем категориям?

Предложим свой вариант ответа на этот вопрос: потому что мир четырехмерен. Это известно нам из законов физики. Об этом говорили еще наши Учителя. Этой идее посвящены, например, многие рассуждения Магараля (из Праги), который жил в 17 веке и, в свою очередь, заимствовал основные мысли у комментатора Торы Рамбана (13 век) и из книги Зоѓар (запись закрытой Торы — 2 век).

Поскольку речь в Трактате идет об ущербах в этом мире, сведение всех видов к четырем несет в себе дополнительную информацию.

Мы привели это рассуждение, чтобы показать на примере, сколь многослойна мудрость, заключенная в Талмуде.

Автор текста Элиягу Эссас



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Чем души в 8-м тысячелетии будут отличаться от душ, умерших в наше время?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля