О Трактате БАВА КАМА
5 тишрея 5761 года
5 тишрея 5761 года ( 22 сентября 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 57
Десять дней тшувы (раскаяния, возвращения на пути Торы) отделяют праздник Рош а-Шана (День Небесного Суда) от Йом Кипура (Дня Искупления, Очищения). Сегодня — день пятый.
В этот период Всевышний особенно пристально “всматривается” в поступки каждого из нас, анализирует наше поведение: что мы изучаем, по каким принципам живем.
На сегодняшнем листе Гемара обсуждает такую проблему. Человек нашел чужую вещь. По закону Торы, он обязан вернуть ее владельцу, даже если на то, чтобы его найти, потребуются усилия и время. Вывешиваются, например, объявления в людных местах.
Прежде чем вернуть вещь, когда за ней кто-то приходит, нашедший должен спросить, как она выглядит, какого она цвета... Чтобы не отдать объявившемуся то, что в действительности ему не принадлежит.
Какую ответственность несет перед законом человек за найденную вещь, пока не объявился ее истинный владелец?
Он выступает в роли бесплатного сторожа, — квалифицирует его статус Раба.
Он несет такую же ответственность, как сторож, которого наняли за деньги, — утверждает рав Йосеф.
Позиция Рабы легко объяснить: тот, кто нашел чужую вещь и хранит ее, ничего на этом не зарабатывает.
Человек, занятый исполнением одной заповеди, свободен от выполнения другой, — обосновывает свои слова рав Йосеф. — Быть может, эта другая заповедь потребовала бы от него материальных затрат. Кроме того, Тора обязывает нашедшего хранить вещь. Значит, в определенном смысле он — наемный сторож.
После всестороннего обсуждение проблемы, Ѓалаха (Закон) делает свои выводы.
Если человек нашел чужую вещь и утром вернул ее в то место, где ее хозяин обычно бывает, он может ею больше не заниматься. Даже если это место никем не охраняется. Этот закон относится именно к вещи, но не к потерянному животному.
Если человек нашел чужое животное, он обязан его опекать, пока оно не окажется в охраняемом владении своего хозяина.
Если человек нашел чужую вещь, а потом ее потерял или ее у него украли, он обязан заплатить владельцу, ибо, по мнению мудрецов, найдя ее, он выступает в роли наемного сторожа.
Наша традиция рассматривает понятие “возвращение потери” и на более высоком духовном уровне. Это означает — возвращение к утерянному нами знанию о том, как устроен мир и для чего приходит в этот мир человек.
Изучение Гемары помогает вернуться. Особенно в эти дни, дни тшувы. Собственно, смысл понятия тшува — это и есть возвращение.
Эти дни месяца тишрей — особенные.
В месяце тишрей был создан мир, — сказал раби Элиэзер. — В месяце тишрей родились наши праотцы: Авраам и Яаков. В этом же месяце они ушли из земной жизни.
Следует заметить, что иудаизм считает день ухода из земной жизни великим днем. Потому что в это время подводится итог всему, что успел сделать человек, и Небесный Суд определяет положенное ему воздаяние. За хорошие и дурные поступки.
Почему наши праотцы ушли из жизни в то же время, в которое родились?
День за днем, месяц за месяцем Всевышний добавляет годы жизни праведникам, — поясняет Гемара. — Как сказано: “...Число дней твоих наполню” (Шемот , 23-26).
В Рош а-Шана Всевышний “вспоминает” о наших праматерях: Саре, Ривке, Рахели, Хане (матери пророка Шмуэля). В этот день Творец “принял решение”, чтобы у Сары, Ривки, Рахели, Ханы родились сыновья, которые станут великими людьми и сыграют заметную роль в истории человечества. У Сары родится Ицхак; у Ривки — Явков; у Рахели — Йосеф и Биньямин...
В Рош а-Шана Йосеф вышел из Египетской тюрьмы, когда с помощью Всевышнего открыл фараону тайну снов.
Рош а-Шана — день, когда Творец вспоминает о каждом человеке.
Находясь в тюрьме, Йосеф просил царского виночерпия: “И если ты вспомнишь обо мне, когда тебе будет хорошо, и сделаешь мне милость, и напомнишь Паро (фараону) обо мне, и выведешь меня из дома этого” (Берешит , 40-14).
Наша традиция свидетельствует: Йосеф находился на таком духовном уровне, что должен был обращаться к Творцу за помощью. И Всевышний сделал так, чтобы Йосефа освободили именно в этот день, когда Он вспоминает о каждом человеке. Не остается сомнения, Кто освободил Йосефа.
В Рош а-Шана, за шесть месяцев до Исхода, наши отцы в Египте были освобождены от тяжелой работы.
В месяце тишрей, — утверждает раби Элиэзер, — придет окончательное избавление .
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|