ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



5 тишрея 5761 года

10 тишрея 5761 года (27 сентября 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 62

 

Изучение нашего листа в этом году приходится на день Йом Кипур. Это — великий пост-праздник. В этот день мы не включаем компьютеры. И вообще ведем себя так, как в шаббат. Ибо Йом Кипур — Суббота Суббот. Поэтому рекомендуем изучить обзор этого листа накануне или потом, когда пост закончится.

Сегодняшний лист посвящен обсуждению последствий ущерба, который способен причинить огонь.

Предлагается такая ситуация. Из-под молотка вылетела искра, от которой загорелась чужая вещь. Тот, кто работал с молотком, обязан компенсировать ущерб. Этот случай расценивается по аналогии со стрелой, выпущенной из лука или брошенным камнем.

Или еще ситуация: на верблюда навьючили тюк, и он, проходя по общественному владению, случайно задел этим тюком свечу, стоявшую в глубине окна магазина. Начался пожар. Сгорел весь дом. Кто компенсирует убытки? Хозяин верблюда.

Но, представим, что горящая свеча была укреплена на фасаде магазина. Верблюд задел ее, и от нее загорелся тюк. Кто в ответе за это происшествие? Хозяин магазина.

Если свеча была ханукальной, — вносит уточнение раби Иегуда, — владелец магазина от ответственности освобождается. Ведь это — заповедь. Ханукальные свечи зажигают в память о победе евреев и о чуде, когда масло, которого должно было хватить все на один день, горело восемь дней. Эти свечи принято выставлять у входа в дом и снаружи.

По заведенному порядку, ханукальные свечи зажигают на высоте от 3 до 10 тфахим (от 24 до 80 см) от пола или земли. Но и тот, кто зажег свечи на большей высоте, не превышающей 20 амот (10 метров), тоже выполнил заповедь.

Не имеет значение, на какой высоте горят ханукальные свечи, — делает вывод Ѓалаха (Закон). — Если они причинили кому-то вред, тот, кто зажег их, не освобождается от ответственности. То есть, согласно Торе, даже выполняя заповеди, человек не должен наносить ближнему ущерб.

Очень серьезным проступком, который не искупается в Йом Кипур, считается обида, нанесенная ближнему.

Рамбам пишет: “Тому, кто виновен перед другим человеком — например, один ударил другого, ограбил или проклял его, грех не простится до тех пор, пока он не заплатит пострадавшему то, что ему причитается и не помирится с ним. Заплатив пострадавшему, обидчик должен попросить у него прощения. Даже тот, кто нанес словесную обиду, должен просить извинения. Если обиженный не прощает, виновный должен привести с собой трех человек, которые попросят за него прощения. Если и это не помогло, виновный приводит еще трех человек... И так до трех раз. Если и трех раз недостаточно, и извинения не будут приняты, вина переходит на упорствующего в своей обиде... Запрещено человеку проявлять жестокость, отказывая в прощении; следует быть отходчивым и негневливым. Когда виновный просит прощения, следует извинить его от всего сердца и от всей души...

Если человек провинился перед ближним и тот умер, а обидчик не успел попросить у него прощения, виновный должен привести десть человек к его могиле и произнести в их присутствии: “Согрешил я перед Всевышним, Законодателем Израиля, и перед тем-то и тем-то, совершив то-то”. А если виновный был должен пострадавшему, свой долг он обязан передать его наследникам. А если он не знает, где они, оставить долг в суде и исповедаться” (Мишне Тора, глава 2).

Только великодушный и сильный человек способен найти в себе силы попросить прощения. Только великодушный и сильный может сказать: “Я прощаю...”.

Подтверждение тому, что недостаточно, обидев ближнего, словесной исповеди перед Всевышним, находит раби Элиэзер бен Азария в отрывке из Торы: “Ибо в день этот (Йом Кипур) искупит вас (Творец), очистит вас, от всех грехов ваших перед Всевышним очиститесь” (Ваикра, 16-30).

В этих словах, — утверждает раби Элиэзер бен Азария, — явно говорится о том, что Йом Кипур очищает от грехов перед Всевышним. За проступки, навредившие ближнему исповедь перед Всевышним поможет только после того, как виновный получит прощения у пострадавшего.



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Сын встречается с девушкой-еврейкой


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля