ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



13 ?????? 5761 ????

15 тишрея 5761 года (2 октября 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 67

 

Законы Торы — источник всех положений еврейского имущественного права.

Гемара исследует различные правовые ситуации. И, в частности, ставит вопрос: откуда известно, что изменивший облик чужой вещи становится ее владельцем (шинуй-коне — (см. на сайте лист 66)?

“...и вернет награбленное, — напоминает Гемара слова Всевышнего, — которое награбил” (Ваикра, 5-23).

Зачем понадобилась вторая часть фразы? — размышляет Гемара. — Ведь из первой вполне понятно, о чем идет речь. И делает вывод, что она дает нам намек: не изменив вещь, вор обязан вернуть ее хозяину, но, сделав из нее что-то другое, он оставляет вещь себе, а хозяину компенсирует ее основную стоимость деньгами.

Откуда известно нам, что вещь не становится собственностью вора, даже если хозяин вещи отчаялся получить ее обратно (ийюш-эйно коне — см. на сайте лист 66)? — спрашивает Ула (3 в.; жил в Вавилоне, затем — в Израиле).

И в ответ приводит слова Творца, сказанные через пророка: “...И приносите вы награбленное, и хромое, и больное...” (Малахи, 1-13).

Из этой цитаты мы узнаем, что украденное животное, также как хромое (у него есть повреждение), не может быть приношением в Храме. А значит, не может стать и собственностью грабителя. Отчаялся пострадавший (хозяин вещи) или нет — не имеет значения.

Рава предлагает другой источник того же закона и цитирует: “Скажи сынам Израиля... человек, если будет приносить корбан (приношение) Всевышнему... если ола (всесожжения), корбан его...” (Ваикра, 1-2, 3).

Рава выделяет здесь выражение корбан его”, т.е. принадлежащий конкретному человеку, не украденный. Если предположить, что речь идет о хозяине, который еще не отчаялся вернуть потерю, то фраза теряет смысл. Это и так, само собой разумеется. Следовательно, здесь говорится о владельце, который отчаялся. Но животное все равно не принадлежит грабителю, и он не имеет права использовать его как приношение от своего имени.

Человек совершает дурные поступки под воздействием йецер а-ра (злого начала), созданного Всевышним для того, чтобы дать человеку возможность сделать свободный выбор между добром и злом.

Наша традиция утверждает, что в будущем Творец уничтожит йецер а-ра. И, как сказано, мир наполнится плачем великим. Будут плакать и праведники и грешники. Но — по разным причинам.

Перед грешниками йецер а-ра предстанет в виде тонкого волоса. И они заплачут от осознания совершенной ошибки, ибо не смогли преодолеть такую малость.

Праведникам йецер а-ра представится высокой горой. И они заплачут слезами радости, ибо они сумели подняться на ее вершину.

Почему в конце времен Творец лишит йецер а-ра силы?

Очевидно, потому что Он создал наш мир как прелюдию к Миру Грядущему, миру высокой духовности, в котором нет места злу. Однако человек не может прийти в этот мир без усилий. Прежде он должен работать над собой, чтобы создать себя. А эта работа реализуется только в нашем сегодняшнем мире.

Предназначение человека — борьба с йецер а-ра. В книге Танаха, составленной царем Давидом, — Теилим написано: “Приносящий корбан тода (приношение благодарности, признательности) будет чтить Меня...” (Теилим, 43-2).

Тому, кто преодолевает йецер а-ра, — поясняют этот отрывок Учителя, — кто произносит словесную исповедь перед Всевышним и слова благодарности, приходит на помощь Творец. В будущем Всевышний воздаст человеку за его усилия. Поэтому Тора называет борьбу с йецер а-рашхита.

Шхита, как мы знаем, — особый, предписанный Творцом, способ забоя животных. Это делает возможным поднять приношение на мизбеах (в приблизительном переводе — жертвенник). Так же каждая, пусть небольшая победа над йецер а-ра, возвышает человека, приближает его к временам, о которых написано в книге Иова: “Конец положил тьме” (Иов, 28-3).

Об этих временах сказал Всевышний через пророков: “Не будут делать зла и не будут губить на всей горе святой Моей, ибо наполнится земля знанием Творца” (Ишайя, 11-9).

“И будут... народы подниматься из года в год (в Иерусалим) поклониться Царю Всевышнему Воинств и праздновать праздник Суккот” (Захария, 14-16).

Изучение 67 листа выпадает на 15 тишрея — начало праздника Суккот. Хаг самеах!



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Обувь — некошерна?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля