ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



21 ава 5761 года

26 ава 5761 года (15 августа 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 19

 

Юрисдикция Торы охватывает все возможные случаи нанесения ущерба. Нет в этой сфере вопроса, на который нельзя было бы найти ответ.

Например, чье-то животное съедает чужие фрукты или овощи. Каким образом хозяин должен возместить этот урон?

Талмуд сообщает, что этот ущерб следует отнести к разряду шен (зуб).

Как уже говорилось в предыдущих листах, ѓалаха (закон) различает понятия там и муад. Нас в данном случае интересует такая их сторона: там подразумевает непредвиденный ущерб, муад — ущерб, который можно было предвидеть.

Талмуд утверждает, что шен (зуб) животного или птицы всегда — муад. Иначе говоря, от животного или птицы всегда следует ожидать, что они, если за ними не смотреть, съедят что-то, не разбирая, кому это принадлежит — в том числе, овощи и фрукты.

Речь идет о пище, которая подходит данному животному, — уточняет Талмуд. Коза, например, вполне может питаться овощами и фруктами. И, если они — с чужого участка, хозяин козы выплачивает компенсацию в полном размере. То есть, за шен-муад платят полную стоимость. Полную стоимость выплачивает хозяин и такого животного, которое в чрезвычайной ситуации съело чужую, непривычную для него еду.

Гемара рассматривает подробности сложных случаев. Например, животное, чтобы съесть принадлежащие соседу плоды, сломало корзину, в которой они лежали. Тут хозяину животного приходится полностью платить и за плоды и за корзину, потому что это расценивается, как обычный способ животного добывать себе пищу.

Как следует поступать, если животное съело одежду или сосуд? — спрашивает Гемара. — Ведь это вообще к пище не причисляется.

И отвечает: ситуация необычна, и хозяин животного компенсирует половину стоимости съеденной вещи.

Талмуд возвращается к первой ситуации. И задается вопросом: к какому разряду относят ее, назначая выплату полной стоимости съеденных животным чужих фруктов и овощей?

Речь здесь идет о ситуации, когда ущерб нанесен во владении потерпевшего, ибо заповедал Всевышний: “Если уничтожит (испортит) человек поле или виноградник и пошлет уничтожать (портить) и уничтожит (испортит) в поле другом (чужом), из лучшего поля его и из лучшего виноградника его пусть заплатит” (Шемот, 22-4).

Слова “и уничтожит в поле другом” означают ущерб шен (зуб) — съеденное животным.

То же правило относится и к ущербу регель (нога) — вытоптанному животным.

То есть за ущербы шен и регель, нанесенные во владениях потерпевшего требуют компенсации в полном размере.

Если ущерб нанесен в общественном владении, хозяин животного свободен от ответственности. Считается, что хозяин плодов, вырастающих в общественном владении, должен принять меры предосторожности, чтобы сберечь свое имущество.

Однако при рассмотрении ущерба, нанесенного в общественном владении, выделяется такая деталь: если животное съело на этой территории что-то из одежды или какой-либо сосуд, хозяин животного оплачивает половину стоимости вещи.

Справедливо ли такое установление? — спрашивает Гемара. — Ведь, положив что-то из своего имущества в общественном владении, потерпевший совершил непривычное для него действие. А по ѓалахе (закону), потерпевший, изменив обычный порядок вещей, освобождает, тем самым, виновного от ответственности. Например, человек поставил сосуд там, где его не принято ставить, пришел кто-то и разбил этот сосуд...

Здесь это правило не действительно, — объясняет Талмуд. — Ведь резонно предположить, что люди в общественном владении помещают свое имущество на продолжительное время. Поэтому данная ситуация не рассматривается как нарушение обычного порядка вещей. А, значит, за ущерб выплачивается половина стоимости испорченного предмета.

Талмуд продолжает анализировать ущербы, нанесенные на территории общественного владения.

Рассматривается такой случай: животное съело здесь столько фруктов и овощей, что насытилось, и хозяину не нужно в очередной раз его кормить. Должен ли возместить ущерб хозяин животного?

Нет, за ущерб он не платит. Но возмещает стоимость “очередного кормления”.

Как это установление реализуется на практике? Если животное съело, скажем, 10 кг дорогих плодов, его хозяин должен выплатить сумму, равную 2/3 стоимости 10 кг дешевого корма — из расчета существующих в этот период рыночных цен.

Однако в случае, если животное, съев плоды, само пострадало, его хозяин свободен от ответственности.

Некоторые комментаторы дают этому правилу такое объяснение: хозяин оплачивает не ущерб, но — стоимость корма, из расчета той суммы, которую он тратит на приобретение корма для своего животного. Например, ежедневно он дает животному 1/6 сеа (мера объема сыпучих продуктов, равная примерно объему, который вмещает ведро среднего размера). А животное съело сеа чужого корма (т.е. гораздо больше, чем хозяин ему обычно дает). Сумма, которую должен выплатить хозяин животного, тем не менее, равна стоимости кава корма (кав — 1-2 литра).

Анализируя различные нюансы ситуаций, Талмуд проводит градацию самого понятия “общественное владение”.

Если животное съело плоды, которые росли там, где обычно проходит скот, или ему, для того, чтобы съесть чужое надо было лишь повернуть голову (скажем, дерево с плодами растет на обочине дороги), правило, о котором говорилось выше, действительно.

Но, если животное сошло с дороги и съело плоды, которые росли неподалеку, его хозяин должен возместить ущерб.

Если животное съедает что-то у входа в магазин, его хозяин оплачивает лишь его корм — территория у входа в магазин считается общественным владением.

Но, если животное вошло в магазин и нанесло ущерб торговцу, хозяин животного возмещает стоимость ущерба, т.к. ущерб нанесен во владении пострадавшего.

Как видим, принимая решения, ѓалаха учитывает разнообразные аспекты происходящего.



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Что означает — нет доли в Грядущем мире?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля