О Трактате БАВА КАМА
5 элуля 5761 года
6 элуля 5761 года ( 24 августа 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 28
Талмуд исследует возможные проблемы, возникающие, когда один человек наносит ущерб другому.
Приводится такая ситуация. Человек нес кувшин с водой, споткнулся, кувшин упал и разбился. Прохожий поскользнулся на том месте, где лежали осколки и была разлита вода, упал и получил травму. Обязан ли компенсировать ущерб прохожему хозяин кувшина?
Тана кама (первый учитель в Мишне) отвечает на этот вопрос утвердительно. И даже собственные страдания хозяина кувшина не освобождают его от ответственности. Случай с ним тана ками ставит в ряд проявлений преступной небрежности. То есть, человек споткнулся по собственной неосторожности, поэтому здесь ситуацию нельзя назвать онес (когда что-то происходит не по вине человека, и сложившие обстоятельства не зависели от его воли).
Если хозяин сосуда считает, что осколки кувшина и разлитая вода принадлежат ему, он обязан компенсировать прохожему ущерб, — утверждает раби Иегуда. — По аналогии с законом о яме в общественном владении. Если же он отказывается от своих прав на осколки и воду, случай можно отнести к разряду онес. И тогда за ущерб он платить не должен.
Учили мы, — уточняет свою позицию раби Иегуда, — что хозяин кувшина обязан платить за ущерб, причиненный в общественном владении, только в том случае, если испорчена одежда прохожего, а если прохожий получил травму, ущерб ему не компенсируется. Потому что телесные повреждения, упав, он получил “от земли”. У земли в общественном владении нет хозяина и платить некому... Не может прохожий сказать, что получил травму, поскользнувшись, потому что на этом месте разлили воду. Ибо Мишна (конспективная запись Устного Учения, полученного от Всевышнего) говорит: “поскользнулся один в воде...”. Ясно, что не вода нанесла ущерб, а только привела к тому, что человек упал.
Гемара соотносит закон о разбитом кувшине с законом о яме, образовавшейся в общественном владении.
Заповедал Всевышний: “И если откроет человек яму, или выроет человек яму и не закроет ее, и упадет туда бык или осел, хозяин ямы заплатит, деньгами вернет (вознаградит) хозяину их, а убитое животное может забрать себе” (Шемот , 21-33).
Тора говорит именно о быке, а не о человеке; именно об осле — не о сосудах, — утверждают мудрецы.
За смерть человека хозяин ямы несет уже не денежную, а иную ответственность, — уточняет Гемара. — Однако в случае, когда кто-то, упав в яму, получил травму, он обязан заплатить.
Гемара разбирает, какие претензии могут предъявить хозяину кувшина, который разбил свой кувшин и пролил воду.
Прежде всего, он, конечно же, мог убрать осколки и ликвидировать лужу.
Тана кама квалифицирует происшествие как небрежность хозяина кувшина и утверждает, что даже отказ от права владения осколками и разлитой водой не освобождает его от ответственности.
Гемара поясняет, что раби Иегуда и тана кама обсуждают ситуацию, когда прохожий получил ущерб сразу же после того, как человек, который нес кувшин, упал, разбил свой кувшин и разлил воду, и у него не было возможности ликвидировать последствия своего падения.
Раби Иегуда допускает, что человек, споткнувшись, мог бросить кувшин с водой на землю специально, чтобы при падении не пораниться осколками. И утверждает: в таком случае он обязан компенсировать ущерб пострадавшему от этого прохожему. Но, если такого намерения он не имел и собирался лишь спустить кувшин с плеча, происшествие квалифицируется как онес (непреднамеренное). И тут хозяин кувшина свободен от ответственности.
Здесь обсуждаются два момента, — говорит Абайе. — момент падения и то, что произошло после падения. И приводит цитату: “...поскользнулся один в воде или ударился об осколки (кувшина)...”. В первой части фразы (поскользнулся) сказано об ущербе, который нанесен в момент падения. Во второй — об ущербе, причиненном после падения.
Ѓалаха (Закон), вынося постановление, пользуется формулой “человек вырыл яму в общественном владении...”. И выводит: каждый, чье имущество наносит кому-то ущерб, выплачивает компенсацию.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|