О Трактате БАВА КАМА
20 ава 5761 года
20 ава 5761 года ( 9 августа 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 13
Данные Всевышним в Торе законы сложны и дифференцированы.
Так, например, Мишна (конспективная запись Устного Учения, полученного от Творца мира) требует от того, кто нанес ближнему ущерб, выплаты компенсации пострадавшему. Однако при этом соблюдаются определенные условия.
Имущество, которому причинен ущерб, должно кому-то принадлежать.
Виновный в ущербе оплачивает урон, нанесенный в любом месте, кроме его собственных владений или территории, которая является общим имуществом ответчика и пострадавшего (они совместно владеют ею как компаньоны).
Гемара разъясняет эти положения.
Если ущерб нанесен во владении виновника, скажем, соседский бык пострадал от быка, который принадлежит хозяину данного земельного участка, владелец пораненного быка не может требовать компенсации.
О том же говорит и Ѓалаха (Закон): если бык зашел во двор соседа (без разрешения на то хозяина двора) и получил повреждение от быка, принадлежащего хозяину территории, компенсация не выплачивается. Речь здесь идет об ущербе, который на языке Гемары называется керен (в переводе — рог; одно животное боднуло другое).
Гемара исследует вторую ситуацию, когда ответчик и истец владеют одним участком земли на правах компаньонов.
Рав Хисда и рав Авими утверждают: во дворе, которым владеют компаньоны, тот, чье животное нанесло ущерб другому зубами или ногами (ущербы шен и регель), должен компенсировать урон.
Раби Элиэзер говорит, что во дворе, который находится в общем владении компаньонов, если одно животное нанесло повреждение другому, оба компаньона свободны от возмещения ущерба шен и регель .
Гемара напоминает: первая Мишна назвала четыре основных вида ущерба — шор (бык), бор (яма), а-мавэ (объяснение см. на листе 4) и огонь .
Некоторые мудрецы делают вывод, что понятие шор (бык) предполагает ущерб, который нанесен ногами и зубами животного. Тогда ясно, почему вторая Мишна обязывает хозяина “виновного” животного возместить ущерб.
Но разве ущерб, нанесенный рогами животного (керен) не включен в понятие шор ?
Мудрецы рассматривают его отдельно и предписывают в случае, если на территории совместного владения нанесен ущерб керен, компенсировать потерпевшему потерю.
Понятие шор включает в себя все виды ущерба, которые может нанести животное, включая ущерб керен, — возражают некоторые учителя. Если они правы, зачем во второй Мишне говорится: “потерпевший обязывает виновного к оплате”?
Мишна обобщает почти четырехтысячелетний опыт человечества в изучении законов, данных Творцом. Уже первый человек получил от Всевышнего шесть заповедей :
любой человек в мире имеет возможность постигать существование Единого, Невидимого, Бесконечного Создателя;
никто не должен заниматься аводой зарой (букв.: чужой работой), то есть думать, что миром может управлять какая-то другая сила;
всем запрещено брать чужое;
запрещено отнимать жизнь у другого человека (это не означает, что нельзя оказывать сопротивление бандитам или разбойникам);
запрещен инцест;
в обществе должна существовать правовая система, оберегающая предыдущие 5 заповедей от разрушения.
После Потопа в 1656 году от сотворения мира добавлена еще одна заповедь: не мучить животных и не издеваться над ними.
Сегодня евреи ограждают себя от нарушения этой заповеди весьма простым способом: покупают заведомо кошерное мясо. Кошерное — значит, животное зарезано особым, предусмотренным Торой способом (такой способ называется шхитой ).
В 1312 году до н.э. Всевышний дает еврейскому народу Тору — 613 заповедей.
И весь этот опыт осмыслен и обобщен Мишной. Мишну записывали на протяжении трех веков и завершили ее формирование к концу 2 века н.э.
Мишна — это блок информации, передающий в сжатом виде не одну, а сразу несколько тем или идей. Поэтому Гемара анализирует ее тексты с такой тщательностью.
Итак, вернемся к нашему вопросу: зачем во второй Мишне говорится, что “потерпевший обязывает виновного к оплате”? Чтобы дополнить известное уточняющими деталями.
К примеру, бесплатный сторож, одолживший животное или взявший его за деньги “на прокат” в случае, если вообще не следили за этим животным, а оно нанесло повреждение другому, должны компенсировать урон.
Если животное проявило агрессивность впервые, с виновного взыскивается половина суммы ущерба, и только в третий раз — полная стоимость.
Исключение — бесплатный сторож. Если он принял минимальные меры предосторожности — скажем, запер животное в сарае, дверь которого выдерживает напор обычного ветра — в случае, если оно вырвалось и причинило ущерб, он свободен от выплаты.
Если одолживший или взявший за деньги животное, следил за ним добросовестно и принял максимальные меры предосторожности, в случае ущерба он тоже освобождается от ответственности.
Как мы видим, законы Торы требует, чтобы человек продумывал свои действия и отвечал за допущенные оплошности.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|