О Трактате БАВА КАМА
2 хешвана 5761 года
2 хешвана 5761 года (19 октября 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 84
Выражение “око за око” вовсе не означает,
что виновному за совершенный проступок
следует выколоть глаз. Оно предполагает
определенную меру ответственности за
содеянное. Например, в рассматриваемом нами
случае это — денежная компенсация.
Как мы говорили в предыдущем листе,
человек, который ударил другого, обязан
оплатить пострадавшему ущерб, боль,
моральный урон, лечение и простои в работе.
В нашем листе Гемара обсуждает права и
обязанности виновного и пострадавшего,
продолжая гипотетический диалог.
Потерпевший может сказать:
— Зачем тебе тратить много денег на мое
лечение? Дай мне такую-то сумму, а я
распоряжусь этими деньгами по своему
усмотрению.
Виновный имеет право возразить:
— А если ты не пойдешь на лечебные
процедуры?.. Лечение затянется, и ты
потребуешь с меня еще деньги.
— Давай выясним у врачей, сколько будет
стоить мое лечение! — ответит на это
потерпевший. — И эту сумму ты мне заплатишь.
Ты не будешь лечиться, как следует, с тобой
что-то случится, и люди скажут, что я виноват,
— не согласится виновный.
В этом диалоге Гемара исследует
человеческую психологию .
Вполне реальная ситуация: желание
получить деньги в сознании потерпевшего
может заслонить заботы о собственном
здоровье.
Резонно допустить, что пострадавший
захочет отомстить обидчику. Для того, чтобы
продемонстрировать окружающим, с каким
злодеем ему пришлось иметь дело, он будет
намеренно затягивать свое лечение.
Нередко случается, что человек ради
продолжения ссоры готов пожертвовать
многим. В том числе, терпеть боль.
Принимая в расчет особенности
человеческой психологии, закон не дает
право потерпевшему получить деньги на
лечение и распоряжаться ими по своему
усмотрению.
Касается Гемара и общих принципов проблем
награды и ответственности человека за
совершенные поступки перед Небесами.
Кто заслуживает большего, — ставит Гемара
вопрос, — тот, кто делает добро по
собственной воле, или тот, кто выполняет
предписания?
Обычная человеческая логика подсказывает:
большей награды заслуживает тот, кто делает
что-то от души, по зову сердца, а не под
давлением обстоятельств.
Однако у Торы — иная логика: заслуживает
большего тот, кто выполняет заповеди.
Гемара объясняет: йецер а-ра (склонность
человека ко злу) не мешает добрым делам, но
препятствует, когда человек исполняет
заповеди. Поэтому те, кто вершит добро по
собственной инициативе, прикладывает
гораздо меньше усилий и, соответственно
получает меньшую награду.
В Торе сказано, что награда за выполнение мицвы
(заповеди) — мицва. Иными словами, тому,
кто живет по законам Торы, Творец
предоставляет возможность выполнять новые
и новые заповеди.
Большое количество заповедей посвящено
установлению социальной справедливости.
Сказано, например: “Открой для него свою
руку” (Дварим ,
15-8).
“Наши мудрецы объясняют, — пишет один из
наших Учителей начала 20-го века Хофец Хаим в
своей Краткой книге заповедей, —
что заповедь “открой руку” означает — “жертвуй”
(давай цдаку). Мы обязаны помогать
неимущим столько раз, сколько они об этом
попросят... Нужно давать то, в чем неимущий
нуждается, то, чего у него нет и без чего он
не может обойтись. Если у бедняка нет одежды,
нужно дать ему одежду... Помощь оказывают,
исходя из своих возможностей. Причем, эта
заповедь распространяется даже на тех, кто
живет на подаяние. Он тоже обязан помогать
другим беднякам”.
Существует и определенная очередность
оказания помощи: сначала — бедному
родственнику, потом — бедному соседу, затем
— бедняку из твоего города”.
Об этом сказано в Торе: “Ты должен
раскрыть руку для твоего брата, твоего
бедного, твоего нищего в твоей земле” (Дварим ,
15:11).
Тот, кто, увидев просящего милостыню,
прячет глаза (делает вид, что не заметил его)
и не подает, нарушает заповедь. Человек,
отказывающий в цдаке, когда ее просят, а
он в состоянии дать, совершает тяжелый
проступок...
Истинная вера может выстоять лишь через
милосердие. Как сказано: “Цион искупится
правосудием, а его раскаявшиеся —
праведностью” (Ишайя ,
1:27).
Надо давать
цдаку с радостью, чтобы не было
написано на лице: “тяжело расставаться с
собственным имуществом”. Всевышний
милосерден к тем, кто проявляет милосердие
к ближнему.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|