Прошли времена,
когда арабо-израильский конфликт казался
едва ли не главной проблемой современности.
Мог ли кто-нибудь предвидеть, что наступит
такая прекрасная пора, когда окрестным
арабам станет совсем не до войны с нами?.. ПРИПОМИНАЯ
БУДУЩЕЕ
(К готовящейся
публикации «Плана Керри»)
Алекс Тарн
Как утверждают наши
мудрецы, со времени разрушения Храма дар
пророчества отдан слабоумным. Обычно эти
слова понимают в том смысле, что лишь дурак
берет на себя смелость предсказать исход
современных общественных конфликтов или,
скажем, футбольного матча. Но у этой
талмудической максимы есть еще одно
немаловажное значение: наиболее близкую к
истине оценку будущего развития событий
логичнее искать не в глубокомысленных
рассуждениях профессиональных ученых и
аналитиков, а в бессвязном лепете
умалишенного. Почему? Потому, что не
поддающееся учету количество данных и
невообразимая путаница прямых и обратных
связей (к тому же еще и меняющихся по мере их
осознания) практически исключают
возможность правильного умозрительного
анализа, когда мы говорим о человеческом
обществе. Любая внешне безупречная
доктрина оказывается не работающей на
практике - примеров тому мы видели немало. В
этой отчаянной ситуации и впрямь остается
положиться лишь на чистую интуицию, начисто
отрезанную от каких-либо логических связей
- то есть на мнение слабоумного.
Конечно, это не означает,
что в каждом слове юродивого дурачка
заключено откровение Господне. Однако там
хотя бы имеется отличный от нуля шанс
обнаружить точный прогноз, чего никак
нельзя сказать об ученых дискуссиях господ
политологов, обозревателей, футуристов и
прочей супер интеллектуальной братии. Нет-нет,
в том, что касается прошлого, эти
специалисты чрезвычайно сильны: постфактум
они с готовностью обоснуют и объяснят все,
что угодно. Зато, говоря о будущем,
высоколобые профессора врут всегда, с
похвальным постоянством: ведь они умны (пусть
и исключительно задним умом), в то время как
"дар пророчества отдан слабоумным".
Я всякий раз вспоминаю об
этом, когда слышу зловещие предсказания
относительно того, какие жуткие катаклизмы
ожидают мою Страну, если немедленно, вот
прямо сейчас, вместо обеда, не предпринять
экстраординарного (хотя и "мужественного")
действия, не сделать решительного (хотя и
"давно напрашивающегося") шага, не
прыгнуть в туманную (хотя и гостеприимно
рекомендованную многочисленными "друзьями")
пропасть.
— Но зачем? — недоуменно
спрашиваю я. — Да, пропасть совсем рядом, но
зачем же туда прыгать, если можно
отодвинуться или по-прежнему стоять на краю
в относительной безопасности?
— Ага! — возбужденно
кричат "умные" пророки, словно уличив
меня в чем-то недостойном. — Значит, ты
предлагаешь просто ничего не делать?! Вот
так просто стоять как вкопанный и ничего не
предпринимать? Но это ведь нонсенс! Стоять
именно сейчас, когда есть такая
превосходная возможность прыгнуть!
— А если разобьемся?
— А если НЕ разобьемся? —
отвечают они вопросом на вопрос по своей
извечной еврейской привычке. — Там, на дне,
мы раз и навсегда избавимся от страха
упасть! Почему ты отказываешься дать миру
шанс?
В недавно прошедшей на
экранах ТВ кондово-левацкой фальшивке "Шомрей
ха-саф" есть любопытный момент (не зря
говорят, что полезную вещь можно отыскать
даже на помойке). Бывший начальник ШАБАКа
Яаков Пери рассказывает, как однажды
тогдашний глава правительства Ицхак Шамир
заглянул к нему в кабинет и воззрился на
чудовищную гору документов, громоздившуюся
на рабочем столе.
— Куча дел, — уныло
сказал Пери, — совсем зашиваюсь.
— Вот тебе мой совет, —
усмехнулся премьер: — Оставь все как есть.
Да-да, просто забудь про этот стол и
пересядь за другой, чистый, без единой
бумажки. А через неделю вернись. И ты
увидишь, что 90% этих документов не требовали
никакой реакции.
Поучительная история.
"Не лучше ли подождать, вместо того чтобы
судорожно переминаться с ноги на ногу,
готовясь к безнадежному прыжку?" —
говорил многоопытный Шамир, да будет память
о нем благословенна. "Подождать чего? —
раздраженно вопрошали "умные"
оппоненты. — Пропасть сама собой не
отодвинется…" Как знать, как знать…
К несчастью, Ицхак Шамир
— пожалуй, наиболее достойный политический
лидер за всю историю Страны — ушел в
отставку, проиграв судьбоносные выборы 1991
года. На смену ему пришли визионеры,
искатели шансов, любители прыжков в
пропасть, и ценой их преступной
безответственности стали сотни, тысячи
израильских жизней. Наивная уличная
поножовщина, которая считалась террором во
времена Шамира, уступила место откровенной
полномасштабной войне внутри наших границ.
Арабские камни по-прежнему летят в наши
машины, арабские ножи тоже никуда не делись,
но теперь к ним прибавились арабские ракеты,
мины, гранаты. Сегодня под боком у
Иерусалима, Нетании, Афулы, Сдерота уже не
одиночки с самопальными бомбами,
изготовленными по малограмотной
инструкции, а хорошо обученные, вооруженные
до зубов армейские формирования.
Формирования врага, открыто декларирующего
свою цель: уничтожение еврейского
государства.
Сейчас уже мало кто
вспоминает липкую патоку сказок о "Новом
Ближнем Востоке", хоровые гимны
восходящему солнцу и обещания сердечного
арабо-израильского братания в хумусиях
Дамаска и Бейрута, Каира и Дохи. Но, может
быть, политика капитуляции и односторонних
уступок улучшила наши позиции на
международной арене, вызвала уважение
апостолов мирового общественного мнения,
стала платформой для выгодных торговых,
культурных, научных контактов? Увы, и здесь
полнейший афронт; напротив, антиисраэлизм
вырос до поистине беспрецедентных
масштабов. Ныне дня в Европе и Америке не
проходит без антиизраильских демонстраций,
деклараций, резолюций, призывов к бойкоту -
как на общественном, так и на
государственном уровне.
Получается, мы именно что
разбились — хотя, слава Богу, не до смерти.
Но разве этот удар чему-то научил наших "умных"
визионеров? Отнюдь: они, как и раньше, пугают
людей лживыми страшилками о
демографической угрозе, о двунациональном
государстве, о международной изоляции. Как
и раньше, они утверждают, что ясно видят
неминуемое неблагоприятное будущее. И
снова на их устах всё та же знакомая песня
необучаемых идиотов: "Нельзя стоять!
Бездействие смерти подобно! Надобно
прыгать, причем немедленно!"
А между тем нынешние
векторы развития событий в нашем регионе
направлены в прямо противоположную сторону.
Прошли времена, когда арабо-израильский
конфликт казался едва ли не главной
проблемой современности: уладить его, и
весь остальной мир тут же устаканится. Мог
ли кто-нибудь из "умных" пророков
предвидеть, что наступит такая прекрасная
пора, когда окрестным арабам станет совсем
не до войны с нами? Когда они — они, а не мы!
— будут искать пути налаживания
союзнических двусторонних контактов? Когда
поездка израильского премьера в Москву
станет более действенной, чем визит
американского госсекретаря? Я не говорю,
что это время уже наступило, но тенденции,
что называется, налицо. Вот они, навскидку.
Конфликт шийя-сунна
Сирийская гражданская
война все больше и больше приобретает
характер религиозного, то есть самого
непримиримого столкновения. Кто бы мог
подумать? За редкими исключениями шииты
всегда были покорной забитой массой под
началом суннитского генерала с саблей
наголо. И вот — на тебе! Помимо резни в Сирии
следует упомянуть и такие значимые события,
как высылка шиитов из стран Персидского
залива, столкновения в Ливане, аресты
боевиков шиитского Исламского джихада в
Газе и прекращение финансирования Ираном
суннитских "мусульманских братств", в
том числе и Хамаса. Вышеупомянутое изгнание
совершается согласно решению
Координационного совета стран Залива и
сопровождается отзывом лицензий, закрытием
бизнесов и аннулированием видов на
жительство. Кувейт уже объявил о депортации
двух тысяч шиитов, Саудовская Аравия
готовит похожий указ. Напомню, что шииты
составляют 15-20% населения суннитского
королевства и сосредоточены
преимущественно в районах нефтяных
месторождений.
Наблюдая за сражением
бойцов Аль-Кайды с бойцами Хизбаллы, мы
горячо желаем успеха обеим сторонам, но
дело не только в этом сиюминутном профите.
Дело еще и в том, что внимание исламского
мира постепенно переключается с арабо-израильского
конфликта на другой, столь же нерешаемый, но
куда более близкий сердцу любого
правоверного мусульманина. А это уже весьма
существенный стратегический сдвиг.
Распад псевдо-национальных
государств третьего мира
Их прямоугольные формы,
лихо прочерченные в первые десятилетия
прошлого века французским карандашом по
британской линейке, изначально отличались
от естественных границ, коими (согласно
Хантингтону) являются прежде всего
культурные (то есть языковые, бытовые,
религиозные, этнические) барьеры. Какое-то
время природа терпела навязанную
политиками модель, но затем поднялась-таки
на дыбы. И в самом деле: добро бы еще седло, а
то ведь взгромоздили на спину несуразное
кресло европейской выделки… — ну как тут
не сбросить седока? Неслучайно Ливия
лопнула именно по древним трещинам,
столетиями разделявшим Триполитанию,
Киренаику и южные пространства Феццана,
населенные сахарскими племенами туарегов (живущих
также в Нигере, Мали и Алжире) и тубу (родственных
скорее народностям нынешнего Чада).
Неслучайно живая материя курдского народа
упорно не желает рваться на четыре куска,
поделенные между искусственными
образованиями в виде современных Сирии,
Ирака, Турции и Ирана. Неслучайно
ублюдочное государство Ливан столь же
безуспешно, сколь и отчаянно пытается
отыскать свою несуществующую национальную
идентичность. "Арабская весна" стала
первым толчком большого землетрясения,
перекроя, который захватит еще многие
страны Азии и Африки. При всем уважении к
чаяниям так называемого "палестинского
народа", миру очень скоро будет совсем не
до него.
Грядущий передел
карты ресурсов
Войны в нашем засушливом
регионе неоднократно начинались из-за воды.
Поэтому недавнее решение Эфиопии разорвать
договор о распределении нильской воды
заслуживает самого пристального внимания.
У Египта, балансирующего на грани
гражданской войны, и без того хватает
проблем; эфиопская плотина на Голубом Ниле,
поставляющем 60% нильского водостока, может
окончательно добить и без того слабую
египетскую экономику. Это ли не casus belli?
Но речь сегодня идет не
только о воде. Уменьшается и доля арабских
государств в мировом балансе
энергетических ресурсов. Новые технологии
открывают головокружительные возможности
— как добычи прежде недоступных
углеводородов, так и их замены на иные
источники энергии. Прорыв в этом
направлении кажется неизбежным - вскоре
классические нефтедобывающие страны если
не полностью, то во многом утратят свое
нынешнее значение. Это всего лишь вопрос
времени. Что произойдет тогда с пресловутым
влиянием нефтяного арабского лобби?
Я упомянул лишь самые
значительные, глобальные тенденции,
которые уже сделали сегодняшнее состояние
нашего региона кардинально отличным от
вчерашнего. А ведь есть еще и другие —
например, растущие мегаломанские претензии
России, вовлечение в конфликт с исламом
мощного Китая (который вынужден
реагировать на проникновение салафитов в
его северо-западные уйгурские провинции)
или перемены, наблюдаемые в Европе, где мало-помалу
уходит в небытие самоубийственная
концепция мультикультурализма. Мы не будем
впрямую вовлечены в грядущие
ближневосточные, азиатские и африканские
разборки, зато их участники не откажутся
иметь на своей стороне такого сильного
союзника, как Израиль, - хотя бы негласно,
втайне. А контакты с Китаем — пока еще очень
осторожные, но уже приносящие
многомиллионные ассигнования в
израильскую науку и технологию — позволяют
надеяться на то, что со временем у нашей
нынешней всеобъемлющей политической
зависимости от США появится реальная и куда
менее требовательная альтернатива. Ицхак
Шамир оказался прав: пропасть отодвигается,
так что тем более отпадает нужда в
истерических прыжках и ужимках.
Это вовсе не означает,
что я берусь предсказать, куда заведут те
или иные тенденции, когда начнется и чем
закончится землетрясение и как именно
человечество освободится от нефте-арабо-зависимости.
Оставим пророчества слабоумным. Одно для
меня несомненно: мир что ни день открывает
перед нами всё новые и новые возможности.
Ведь мы только потому и уцелели в бурях
прошлого, что умели вовремя использовать
подвернувшийся счастливый случай. Задача и
сегодня заключается не в том, чтобы
преобразовывать мир по чьим-то якобы
разумным лекалам (которые раз за разом
оказываются неверными), а в том, чтобы
правильно реагировать на проявления его
бесконечного многообразия.
Будущее не надо
предсказывать, его надо припоминать.
Припоминать свои прежние просчеты,
стараться избегать повторения ошибочных
ходов. Говорят, что трагическая история
повторяет себя в виде фарса. Это чушь:
история не повторяется никогда, она всегда
иная, причем всегда иная непредвиденно.
Повторяются наши глупости, а поскольку
дважды на одни и те же грабли наступают лишь
идиоты, то в получившемся фарсе следует
винить не окружающий мир, а паясничающих на
сцене комедиантов. Да-да, тех самых, которые
снова и снова врут, что "время работает
против нас", что "окно вот-вот
захлопнется", что небо вот-вот обрушится
и что нужно немедленно прыгать.
ЖЖ
Алекс Тарн,
израильский писатель и публицист,
автор ряда романов, пьес и литературных
сценариев,
лауреат премии «Русский Буккер-2007».
Живет в поселении Бейт Арье в
Самарии
|