Земля реально
принадлежит тому, кто ходит по ней, ее
обрабатывает, на ней строит и живет,
заботится о ней. И если мы считаем Иерусалим
— своим городом, мы должны позаботиться и о
том, чтобы в нем была чистота и порядок…
ЧЬЯ Ж ЭТА УЛИЦА,
ЧЕЙ ЭТОТ ДОМ?
(Об одном
возможном проявлении патриотизма и
сионизма сегодня)
Мирон Я. Амусья
Чтобы убирать улицы, не
нужна
всероссийская
конференция дворников.
Они
должны просто взять метлы
и
начать подметать.
И.
Ильф и Е. Петров,
вольное изложение автора
Человек
проходит, как хозяин,
необъятной родины своей.
Старая
песня
Израиль сотрясают
ожесточенные споры о том, завершилась ли
мечта сионизма с созданием государства, или,
напротив, каждый день позволяет
продвигаться в реализации мечты, которая
простирается куда дальше простого
переселения значительного числа евреев из
разных стран на землю своих предков. Стоит
заметить, что еще отцы движения считали
задачей не только переселение на землю, но и
ее обработку, жизнь в значительнейшей мере
за счет и с помощью обработки земли. Мечты
сионистов были близки к известным словам
поэта: «Землю попашем, попишем стихи» (см.
рис.1).
Эта неразрывная, не только
духовная, но и физическая связь
подчеркивалась работой в
сельскохозяйственных поселениях, мошавах
и кибуцах. Не случайно после окончания
своей политической карьеры первый премьер
Израиля Давид Бен Гурион не отхватил
квартиру во вновь строящемся доме в Тель-Авиве,
или даже особняк к северу от него, а
обосновался в кибуце Сде Бокер, в пустыне
Негев, где не чурался простой работы на
земле. Немало времени проводил на ферме и
Ариэль Шарон.
Конечно, развитие технологий
в промышленности и сельском хозяйстве
сделали ненужным, да и невозможным участие
каждого еврея, живущего в Израиле, в
сельскохозяйственном производстве, в
соответствии с идеалами сионизма. Однако
время меняет форму, но не суть: владение
землей подразумевает не только работу на
ней, но и заботу о самой земле и обо всем, что
предыдущими и твоим поколениями построено
на ней. Владение землей подразумевает: наше
то, где регулярно ступает наша нога.
Я уверен, что весь Иерусалим —
единый и неделимый еврейский город. Но
реальностью эта уверенность станет с того
момента, как жители-евреи из западной части
города станут регулярно и в массовом числе
бывать в его восточной части, заходить там в
лавки и кафе, подобно тому, как это делают
арабы в центре и на Западе Иерусалима. Тогда
и сами рестораторы, и хозяева магазинов в
восточных районах поймут, что мало вывесок
на арабском — стоит помнить, что первым
государственным языком Израиля является
иврит. Сила торговли велика, и выгода может
оказаться сильнее абстрактных деклараций,
типа глупостей, вроде превращения
восточного Иерусалима в мифический Аль
Кудс.
К еврейским районам
Иерусалима примыкают арабские деревни.
Естественно, никакой границы между ними нет,
и люди имеют право беспрепятственно
двигаться в обе стороны. Но, видя множество
арабов в магазинах и на улицах Иерусалима,
далеко, по понятиям городских расстояний,
от этих деревень, подобное о евреях мне
трудно сказать. Мы живем на юго-востоке
города, вблизи двух арабских деревень,
слышим крики муэдзинов, но наши знакомые
предложение пройтись туда воспринимают как
неудачную шутку. На мой же взгляд, такой
подход, довольно общий, представляется
стратегической ошибкой и отдельных граждан,
и властей — иерусалимских и израильских.
Право на землю, как
абстрактное понятие, может быть и чисто
историческим, и религиозным, но земля в
таком праве понимается несколько
метафорически. Такое право, к тому же, мало
убеждает других. Земля реально принадлежит
тому, кто по ней ходит, ее обрабатывает, на
ней строит и живет, о ней заботится.
Важнейший элемент заботы о
земле — это восстановление лесов, их
посадка и буквально выращивание, что крайне
непросто в климатических условиях Израиля.
Этому уделяется огромное внимание, в
результате чего возникли и расширяются
зеленые зоны даже в пустынях. В этой области
израильские достижения заслужили мировое
признание. Важной роли приумножения зелени
в Израиле служит и любимый мною еврейский
праздник — Новый год деревьев (Ту би-Шват).
В применение к городскому
жителю, основное проявление прав и
обязанностей по отношению к земле есть
поддержание в городе чистоты и порядка. В
своей квартире нормальный человек считает,
как правило, необходимым это соблюдать.
Напомню, что приход гостей обычно
предваряет уборка. Если я, вместе с другими
согражданами, реально считаю город своим,
то должен заботиться о его чистоте и
порядке. С той особенностью, что если своим
считаешь такой город, как Иерусалим, то
обязан помнить, что в него приезжают гости
весь год, семь дней в неделю, и в течение
круглых суток.
С чистотой в Иерусалиме дело
обстоит довольно скверно. Конечно, в
прошлое ушли времена, когда прохожему
спокойно могли вылить на голову воду из
помойного ведра. А ведь еще в 1996, когда мы с
пригласившим меня физиком прогуливались
вечером в Меа-Шеарим, то буквально чудом и
благодаря его быстрой реакции избежали
именно этого — он был по-солдатски начеку.
Однако по-прежнему столица
Израиля Иерусалим — город довольно грязный,
притом не только в сравнении с вылизанными
европейскими, особенно германскими, но и
азиатскими городами, такими, например, как
Тайбэй или Сингапур. Иерусалим, что
отмечают и вполне доброжелательно
настроенные его гости, мог и должен был бы
быть много чище. А сейчас нередко даже около
министерств, в самом центре города,
валяются пластиковые мешки, бумага, всякий
хлам и т.п.
Обеспокоенный этим, я написал
уже не одно, а пять писем мэру Баркату. В них
отмечал, что в районе, где живу, не только
всюду валяется мусор, но местами поврежден
асфальт, сломаны скамейки, отсутствуют урны
у автобусных остановок. Я писал: «Пренебрежение
очисткой города вообще и районов вблизи
арабских деревень, в особенности, оправдано
только в том случае, если мы не считаем их
фактически частью единого и неделимого
Иерусалима. Я убежден, что уборка города не
является чем-то вторичным. Это проблема
привлекательности города для туристов,
удобства и довольства жизнью горожан, и
демонстрация нашей готовности сохранить
весь Иерусалим навсегда столицей Израиля».
А между тем, есть, на мой
взгляд, возможность изменить ситуацию.
Нужны лишь воля местной администрации и
желание граждан, чего можно достигнуть
комбинацией пропагандистской кампании в
СМИ, воспитательными действиями в школе и
введением за загрязнение дворов и улиц
ощутимых штрафов, пусть и не столь высоких,
как в Сингапуре. Однако решающую роль
должны сыграть муниципальные службы.
Несомненно, что за уборку мусора около
ресторанов, магазинов, учреждений должны
отвечать их хозяева и руководство.
Пока пять писем Баркату и
регулярные звонки мусорщикам в два голоса и
четыре руки (моей жены и мои) привели к
странным результатам. Помимо визита мэра и
приобретения известности — «А… Это тот,
который пишет…», я был удостоен целого
совещания прямо у местной помойки.
Приехало девять (!) человек в 9
утра, на четырех машинах. Было это 2 января. Я
доложил обстановку, зафиксированную на рис.
2. Впрочем, мусора хватало и вне зоны снимка.
Собравшиеся совещались больше часа (после
часа я уехал в Университет) и по ходу
сообщили, что к празднику Ту би-Шват все
будет ОК. То есть уберут лишь обсуждаемый
мусор, без решения всей «громадной»
проблемы. Правда, они не указали, Ту би-Шват
какого года имели в виду, а я по наивности не
спросил. Этот комментарий важен, поскольку
заметных подвижек еще нет. Кстати, пока
начальство совещалось, я думал, что за это
время, час с чем-то, при четырех машинах
девять здоровых мужиков могли все сразу
сами собрать и вывезти. Разумеется, это не
могло решить всей проблемы, поскольку среди
собравшихся начальников не было ни одного
работника.
Я писал мэру Баркату, что
когда был в Южной Корее и на Тайване, в
основном — в Сеуле и Тайбэе, поразился,
сколь они чисты. Люди говорили, что это есть
результат следования традициям, влияния
школьного образования, жестких штрафов и
эффективной работы муниципальных
уборщиков. Кстати, в Тайбэе мы с женой
обратили внимание на частое звучание на
улицах приятных классических мелодий.
Особенно регулярно повторялась «К Элизе»
Бетховена. Оказалось, что источник звуков
музыки — мусороуборочные машины, к которым
горожане выносят собранные заранее
пластиковые пакеты, наполненные мусором.
Кстати, я обращал внимание
мэра и на то, что в ряде городов мира
проводятся длительные кампании под
лозунгом «Сделаем наш город чистым и
прекрасным».
Конечно, для правительства и
мэрии все это — мелочи, в сравнении с
необходимостью противостоять «международной
общественности» и местным, «автономным»
бандитам, все время требующим повсюду
прекратить строить и тут же что-то отдать.
Но думаю, образцовое хозяйствование,
порядок и чистота были бы важным доводом, на
деле показывающим, кто здесь, на этой земле,
в этом городе хозяин. Недооценивать
весомость этого довода, на мой взгляд —
грубая ошибка.
Иерусалим
Мирон Я. Амусья,
профессор физики
|