Два медика пишут здесь не о медицине
В отличие от других еврейских поселений Иудеи и Самарии, в
районе Рас эль-Амуд в Восточном Иерусалиме евреи и арабы живут в гораздо более
тесном соседстве. Здесь нет ворот, нет продовольственных магазинов или отдельных
от арабов дорог. Евреи и арабы живут здесь бок о бок. Пока — в напряженной
тишине.
Зачем же им столько неудобств, зачем они подвергают свои жизни опасности?..
МУЖЕСТВО ЖИТЬ В ВОСТОЧНОМ ИЕРУСАЛИМЕ
Леа Гранов
Мирьям и Даниэль Шваб уже привыкли к ночному завыванию, раздающемуся из
громкоговорителей близлежащей мечети (мусульмане молятся пять раз в день, и
первая молитва начинается в 4 часа утра). Звуки из репродукторов эхом разносятся
по холмам, рикошетом отскакивают от домов, проникая в квартиру Швабов. Мирьям и
Даниэль спят крепко. Но вот их гости, как правило, не могут не реагировать на
внезапные и громкие ночные помехи. Если бы только это… Семье Шваб каждый день
приходится переживать много такого, отчего у гостей может наступить шок
Четверо детей Швабов играют в большом внутреннем дворе, защищенном с четырех
сторон высокими стенами. Мирьям и Даниэль раз в неделю закупают продукты. И если
чего-то недостает — предпочитают занять у соседей, но не рисковать, посещая
местные магазины.
В районе, где они живут, нет общественного транспорта, что вынуждает их иметь
машину, что, конечно же, обходится им недешево. В том же положение их соседи.
Поэтому в их района принято подвозить друг друга из дома или домой.
Мирьям приехала в Израиль из Канады, а Даниэль — из Южной Африки.
Живут они совсем недалеко от центра Иерусалима — не более 20 минут ходьбы. От
дома до иерусалимской мэрии — около километра. До Западной Стены, находящейся в
Старом Городе — каких-нибудь полкилометра.
Их район под названием Рас эль-Амуд, в котором насчитывается всего 45
еврейских семей (остальные его жители — арабы), официально расположен в
Восточном Иерусалиме, что на практике означает, что евреи живут здесь в
совершенно другом, по сравнению с еврейскими кварталами Иерусалима, мире.
Еврейский жилой комплекс, в котором живет семья Шваб, известен под названием
Маале а-Зейтим (в переводе с иврита — Холм Олив). Это — всего четыре
здания, обнесенные бетонной стеной, «увенчанной» колючей проволокой.
В отличие от других еврейских поселений Иудеи и Самарии, в районе Рас
эль-Амуд евреи и арабы живут в гораздо более тесном соседстве. Здесь нет ворот,
нет продовольственных магазинов или отдельных от арабов дорог. Евреи и арабы
живут здесь бок о бок. Пока — в напряженной тишине.
Зачем же тогда эти еврейские семьи поселились тут? Они вполне могли бы жить,
например, в километре от этого места, наслаждаясь безопасностью, удобствами и
преимуществами, которые дает своим гражданам государство Израиль.
Когда об этом спрашивают Даниэля Шваба, он ведет своего гостя к окну. Из окна
его квартиры видеть Храмовая Гора (на иврите — Ѓар а-Байт), на которой стояли
Первый и Второй еврейские Храмы. Это — самые святые еврейские места.
Так случилось, что сегодня на Храмовой Горе — мусульманская мечеть Аль-Акса,
куда часто ходят арабы. Рядом с ней — мечеть Омара (Мечеть Скалы). Это
величественное куполообразное здание (в мечети Омара арабы не молятся, она была
построена как покрытие над скалой, а скала эта считается тем самым «краеугольным
камнем», с которого началось сотворение мира).
Ниже — Западная Стена Храма (иногда ее называют Стеной Плача) — единственное,
что осталось от Второго Храма. Евреи всего мира приезжают сода, чтобы вознести
Всевышнему свои самые сокровенные молитвы.
До Шестидневной войны Храмовая Гора была под контролем Иордании. Посещать ее
евреям запрещалось. Победа Израиля в войне принесла с собой чудесное
воссоединение Иерусалима. Но, к сожалению, разделение Иерусалима на две части —
Восточный и Западный, сохранилось. Евреи, в основном, живут в западной его
части, а израильские арабы — в восточной (где и находится Храмовая Гора).
Некоторые люди считают, что восточный Иерусалим (и Храмовая Гора в нем)
должен в будущем стать столицей Палестинского государства. Так вот, еврейские
семьи, живущие в восточном Иерусалиме как раз и пытаются не допустить еще одно
разделение города, поэтому они и поселились в Маале а-Зейтим.
— Мы должны относиться к восточному Иерусалиму, как к части неделимой столицы
страны Израиля, иначе мы полностью потеряем Храмовую Гору, — говорит Даниэль
Шваб. — От этой борьбы за Храмовую Гору, от ее исхода зависит судьба Израиля —
выживем мы или падем…
В своей позиции семья Шваб — не одинока. Сегодня существует план расширения
Маале а-Зейтим, строительства там дополнительного жилья на 70 квартир, миквы
и синагоги.
Мирьям и Даниэль, решившись жить во враждебном окружении, поселились в этом
месте после войны в Персидском заливе. Тогда в этом квартале были восьмь семей.
С годами количество семей возросло до 45.
Маале а-Зейтим, как многие поселения в Израиле, имеет свою непростую
историю. В середине 19-го столетия эту земля купили различные еврейские
организации. С самого начала эта территория предназначалась для еврейских
захоронений. Но турецкие власти не дали евреям на это свое разрешение.
После Войны за Независимость (1948 год), когда Израиль потерял контроль над
этой частью земли, ее владельцы временно сдали ее в аренду арабскому фермеру,
которому затем удалось запутать дело и вовлечь организации, которые приобрели
здесь участки, в бесконечные судебные разбирательства.
Этот спор длился вплоть до 1984 года. В 1984 году Высший Суд Израиля вынес
решение в пользу еврейских владельцев этой земли. В 1990 году филантроп доктор
Ирвинг Московиц перекупил эту землю, чтобы построить на ней еврейские районы
Иерусалима. Долгие годы ему не давали разрешение на строительство. Его мечта
начала сбываться только 12 лет назад…
Иногда гостей семьи Шваб пугает реальность, в которой живет эта семья. Но,
оказавшись у них дома, успокаиваются и восхищаются мужеством хозяев квартиры.
— Наши дети учатся в школе в Старом Городе, — рассказывает Мирьям Шваб. — Они
получают там прекрасное образование. Наши соседи — сильные люди, мы живем в
теплой, дружеской атмосфере взаимопонимания и неизменно поддерживаем друг друга.
Мы — как одна большая семья.
Свою уверенность в том, что цель их переселения в Восточный Иерусалим
оправдывает определенные неудобства, с которыми им приходится сталкиваться,
Мирьям и Даниэль передали и детям.
— Надо объяснять людям, что еврейское присутствие в этом месте жизненно
необходимо, — говорит Даниэль. — Если здесь не будет евреев, мы можем его
потерять...
Материал сайта объединения ортодоксальных еврейских общин США
|