Два медика пишут здесь не о медицине
Победа в Шестидневной войне поистине была чудом, совершенным
Всевышним для народа Израиля. Но с тех пор, за минувшие сорок лет ни один
израильский лидер так этого и не осознал…
КАК УДЕРЖАТЬ ПОДАРОК
Иегуда Пох
Недавно Израиль отметил 40-ю годовщину победы в Шестидневной войне (1967 г.).
Эта победа израильских войск над шестью армиями, одержанная за шесть дней, для
военных специалистов многих стран мира до сих пор остается предметом изучения и
изумления. Недаром ее называют «открытым чудом».
Эта победа объединила историческую родину еврейского народа. Впервые с
момента образования государства Израиль под еврейским контролем оказались
исконно еврейские населенные пункты — весь Иерусалим, Хеврон, Шхем и Шило.
Но еще поразительней другое. Сразу же после победы израильские лидеры,
получив от Творца драгоценный подарок, начали совершать ошибку за ошибкой.
Первую роковую ошибку допустил Моше Даян, который в 1967 году был министром
обороны. Он передал ключи от Храмовой Горы (когда-то приобретенной царем Давидом
за плату) мусульманскому объединению «Вакф», подарив арабам возможность свободно
осуществлять свои религиозные ритуалы в этом святом для евреев месте.
«Великодушие» Даяна не осталось безнаказанным. Сегодня, 40 лет спустя после
победы израильтян, Вакф считает себя единовластным хозяином Храмовой Горы и без
устали трудится, чтобы выкорчевать все сохранившиеся там следы еврейского
присутствия. Евреям же вообще не разрешается подниматься на Храмовую Гору. А
если кто-то и получает такое разрешение, то дается оно небольшим группам — без
права молиться.
Следующая ошибка — передача в руки арабов городов Хеврон и Шхем. Как и Моше
Даян, осуществившие эту передачу еврейские руководители совершенно «забыли», что
в Хевроне и Шхеме расположены очень важные для нас еврейские святыни. В Торе
сообщается, что территории этих городов тоже были приобретены нашими предками за
деньги.
За 40 лет после победы в Шестидневной войне в Иудеи и Самарии расцвели
еврейские поселения. Но израильские лидеры, управляющие нашей страной, проявили
завидное упорство, прикладывая усилия к тому, чтобы запретить на этих землях
строительство новых селений и остановить развитие уже существующих. В результате
на означенной территории стоят в основном небольшие деревенские аванпосты,
каждый из которых может стать легкой добычей для террористов. В средствах
массовой информации постоянно пишут, что они — «тяжкое бремя» для армии, которая
«рискуя жизнями солдат», вынуждена охранять несколько десятков «упрямых, не
желающих покидать свои дома поселенцев».
Бесспорно, Шестидневная война стала поворотной точкой в еврейской истории.
Евреи сумели освободиться от постоянной угрозы со стороны соседствующих с ними
арабских государств и продемонстрировать всему миру свою силу. Но с тех пор ни
один еврейский лидер так и не осознал одну очень важную вещь: эта победа явилась
для нас великим даром Всевышнего.
Шестидневная война стала предвестницей завершения процесса, который должен со
всего мира собрать евреев на Земле Израиля. Если бы израильские лидеры проявили
мужество, проницательность, дальновидность и твердую решимость взять судьбу
Израиля в свои руки, мы могли бы теперь праздновать День объединения еврейского
государства с границами от реки Иордан до Средиземного моря. Сегодня мы могли бы
наслаждаться завоеванным нами миром — миром без террора и угроз (и не только мы,
кстати, но и весь Земной шар). У нас были бы тогда силы и средства, чтобы раз и
навсегда прогнать наших врагов.
Если бы израильские лидеры, набравшись решимости, развернули бы в Иудее и
Самарии строительство поселений — как это делалось в Галилее и на остальной
территории страны в течение последних 80-ти лет — сегодня у нас был бы цветущий
рай еврейских поселений. Наша экономика развивалась бы ускоренными темпами,
образование было бы на высоком уровне и т.д. и т.п.
Но Шестидневная война, завершившаяся чудом, совершенным для нас Творцом, не
принесла нам того благоденствия, которое, должна была принести. Вместо этого мы
вступили в эру недальновидного, провального лидерства, ошибочных военных
операций и разочарований, которые испытывает еврейский народ.
Недавно опубликовали отчет комиссии Винограда по итогам Второй Ливанской
войны. Перед нами раскрылись многочисленные просчеты израильских политических и
военных руководителей — в планировании, в принятии и реализации решений, в
снабжении, тактике и в прочих аспектах деятельности различных служб. На самом-то
деле этот отчет со всей очевидностью показал недальновидность нашего бегства из
Ливана перед лицом арабского террора.
Тем, кто умеет читать между строк, этот отчет показал, что у страны нет
сильных лидеров, умеющих принимать решения, недомыслие израильского
политического и военного истэблишмента в целом. Продемонстрировал, что к провалу
в Ливанской войне летом прошлого (2006) года привели шаткие и весьма
сомнительные концепции, на которых десятилетиями строило свою политику
израильское руководство.
Именно ложные концепции и положили начало веренице серьезных ошибок,
допущенных израильскими лидерами после Шестидневной войны. Израиль не сумел
разумно распорядиться великим даром Всевышнего, не смог использовать заложенный
в нем потенциал. Поэтому страна и оказалась в столь сложной и опасной ситуации.
«Мы спорим о том, каким должно быть решение, — сказал бывший начальник штаба
Израильской армии Моше Яалон, характеризуя пустоту внутренних дебатов в Израиле,
— но до сих пор так и не определили, в чем состоит реальная проблема».
Сам Моше Яалон тоже этого не знает. Не знает, что основная проблема заключена
в концепции, согласно которой Израиль стремится улучшить положение за счет новых
и новых уступок противнику. Эта концепция настолько внедрилась в умы израильтян,
что большинство израильских политических лидеров еще до того, как их успели
избрать, уже намечают в общих чертах, что еще они могут отдать, чтобы
выторговать у палестинцев ни разу не выполненных ими обещаний о «мире».
По данным последних опросов, 84 процента израильтян не верят, что в обозримом
будущем можно добиться мира с палестинцами. При этом 57 процентов населения
Израиля считают, что переговоры с палестинской стороной необходимо продолжить,
и, если потребуется — ради «мира пожертвовать чем-то еще». Настолько глубоко
укоренилась в умах людей концепция «Мы должны быть готовы к уступкам».
Но главная наша проблема — не в терроре, не в упрямстве врага, не в нищете
палестинцев. И не в том — признает нас международное сообщество или нет.
Проблема — в нас самих, в коллективном чувстве вины, которое мы постоянно
испытываем. Сорок лет назад мы победили в войне за наше выживание. Но так и не
научились правильно обращаться с подарком, который дан нам Всевышним. Проблема в
том, что мы, получив этот дар, отказались поверить в Него и не захотели
участвовать в реализации Его целей.
Лишь немногие из нас, отмечая 40-летие объединения Иерусалима, праздновали
чудо, которое совершил для еврейского народа Творец, и благодарили Его за все,
что Он для нас сделал, за то, что позволил нам жить на этой Земле, в этом
великом городе и в эти времена.
Только осознание того, Кто управляет нашей судьбой, Кем все это дано, и
чувство благодарности Ему может помочь нам понять, как удержать драгоценный
подарок…
Еженедельник Аруц Шева, Израиль
Иегуда Пох,
историк, политолог,
специализирующийся на проблемах Ближнего Востока
Живет в Израиле
|