Д-р Тофик Хамид вынужден был покинуть родной Египет. Только потому, что
исповедовал мирный ислам. Сегодня он — один из ведущих специалистов мира по
Корану и занимается исследованием, по сути — разоблачением, исламских текстов (сулафи),
пропагандирующих джихад.
Однако, прежде чем стать «обличителем», приверженцем мирного ислама, д-р
Хамид и сам верил в идеи экстремистов, готовился взять в руки оружие и пополнить
ряды террористов.
— Мне было восемь лет, когда я впервые услышал, что человек, умирающий
мученической смертью, на самом деле не умирает, — рассказывает доктор Хамид, —
но обретает новую жизнь. В раю. И это означало для нас, что единственный способ
избежать смерти — это погибнуть во имя Аллаха. Уход в небытие пугал нас еще и
потому, что «обычная» смерть, как говорили проповедники сулафийского ислама,
посылается человеку в наказание. А рай… В детстве я много думал о нем,
представляя, что там будет много леденцов, шоколада и печенья. Умереть во славу
Аллаха — это было самой заветной мечтой многих мальчишек моего окружения.
Естественно, и я мечтал о том же, и мое воображение рисовало мне прекрасные
картины будущей жизни в раю…
Окончив школу, Тофик Хамид поступил на медицинский факультет университета и
вскоре вступил в организацию «Джаамма Исламия» (незаконная фундаменталистская
группировка, которая ставила перед собой цель — бороться против
отступников-мусульман и «неверных»).
Здесь, в «Джаамма Исламия» он познакомился с д-ром Айманом аль-Завахири,
который впоследствии стал правой рукой Усамы бин Ладена в «Аль-Каиде».
— Мы с ним ходили в одну мечеть, — вспоминает д-р Хамид, — Вместе молились и
много разговаривали. В общении аль-Завахири был очень приятным человеком, всей
душой преданным джихаду, особенно — против США. Его речи производили на меня
сильное впечатление. Не отдавая себе отчета в том, в кого превращаюсь, я ни во
что не ставил человеческую жизнь и оправдывал убийство невинных людей. Впрочем,
я не считал это даже «убийством». Это была «война во славу Аллаха». Словом, я
мыслил, как «хищник», для которого существуют только «свои» и «чужие», не
имеющие права на жизнь в нашем мире… Теперь даже трудно поверить, насколько
извратилось тогда мое сознание…
Но кончилось время словесных призывов и размышлений. Настала пора действий.
Хамида направили в Афганистан, где ему предстояло пройти специальную подготовку,
чтобы принять в джихаде непосредственное участие. И тут в нем, как сам он
выразился, «заговорила совесть». Он почувствовал, что в его религиозных
убеждениях что-то не так. И начал серьезно думать над этим.
— Мое перевоплощение из террориста в борца за мир началось с вопросов,
которые в тот момент мучили меня, — говорит д-р Тофик Хамид, — Именно это,
возможно, и спасло мою жизнь. В теории все казалось логичным. Но, когда дело
дошло до практики, и надо было действовать, в теории обнажились
«несоответствия»… У меня был друг, который познакомил меня с другой, более
миролюбивой формой ислама. В основе ее концепций лежали, в первую очередь,
тексты Корана. Я начал углубленно изучать Коран и совершенно иначе воспринимать
то, что в нем написано. Я увидел, что в нем есть отрывки, прославляющие сынов
Израиля и утверждающие право израильтян на Эрец Исраэль. Это было
абсолютно новое для меня и, признаться, гораздо более убедительное понимание
ислама…
Прошло немного времени, и Хамид почувствовал необходимость поделиться
сделанными им открытиями со своими собратьями. Однажды его пригласили прочитать
лекцию в мечети. Выступление, казалось, проходило в спокойной обстановке.
Присутствующие внимательно прослушали все, что он говорил, и «нормально»
реагировали на это. Но потом, когда все помолились, и Тофик Хамид вместе с
другом вышел на улицу, к ним подошли фундаменталисты и пригрозили, что, если он
еще раз появится в этой мечети, его просто убьют. Словесным предупреждением они,
конечно же, не ограничились — набросились с кулаками. Хамид с другом попытались
убежать, но бандиты нагнали их и стали забрасывать камнями.
— Сейчас, к сожалению, мирный ислам осуждают не только фундаменталисты, — с
болью, которая явно звучит в его голосе, произносит профессор. — Негативное
отношение к нему распространилось на все арабское население.
— Современный сулафийский ислам учит своих последователей убивать
отступников, жестоко обращаться с женщинами, и вести войну против всех
«неверных», то есть — не мусульман, — продолжает он. — Дошло до того, что
арабское большинство называет евреев «обезьянами» и «свиньями»… В Америке много
исламских организаций. И властям следует внимательно присмотреться к ним,
потребовать от них, чтобы они четко и ясно обозначили свои позиции. Конечно же,
они скажут то, что сочтут нужным. Играть словами они умеют поистине виртуозно. Я
это знаю, потому что когда-то был одним из них. Но надо научиться задавать им
недвусмысленные вопросы. Например, нацист заявит вам, что нацизм — вполне
«мирная философия». Но, если он откажется осудить Холокост или убийство евреев,
его слова — пустой звук. Представителям исламских организаций надо задавать
прямые вопросы: «Как вы относитесь к убийству вероотступников? На ваш взгляд,
так и нужно с ними поступать или это абсолютно недопустимо? Если вам ответят —
«недопустимо», попросите их прокомментировать участь отступников в Саудовской
Аравии, где мусульман, перешедших в другую веру, казнят. Оправдана ли, по их
мнению, такая суровость? Если ответят — «нет, не оправдана», попросите, чтобы
они опубликовали данную позицию на своем сайте, провели соответствующую работу в
своей мечети, распространили эту позицию в адресованных мусульманам документах и
т.д. То же самое — по проблеме отношения к женщине. Если мне зададут вопрос
такого рода, я отвечу, что ислам в целом рекомендует обращаться с женщинами
достойно. Представители исламских организации скажут вам, что случаи насилия над
женщинами в их среде — крайне редки. Но вы должны знать, что они — мастера
обмана. Не позволяйте им обвести себя вокруг пальца… Спросите арабских детей,
живущих в Америке, что они думают о евреях. Дети не лгут. Они перескажут вам то,
чему их учат взрослые. Если они скажут: «евреи – хорошие люди, и мы способны
жить с ними в мире и согласии», значит, их воспитывают правильно. Но я уверен,
что ответ этих детей вас шокирует… Только так, задавая вопросы, вы можете знать
наверняка, с кем имеете дело…
Доктор Хамид живет в США и избегает среды американских арабов. Он знает, что
любая арабская община, в лучшем случае, объявит ему и его семье бойкот. И не
хочет наносить своей жене и детям душевные раны. Но все равно, даже отказавшись
от жизни в общине, он, написав книгу «Корни джихада» и читая публичные лекции по
всей Америке, в которых разъясняет людям, что Коран не требует физического
уничтожения мусульман, отказавшихся от собственной веры, и не проповедует
убийство вообще, подвергает свою жизнь смертельной опасности.
Да, я, безусловно, отдаю себе отчет в том, что рискую жизнью, — объясняет он.
— Но моя совесть и убеждения не позволяют мне молчать. Считаю, сто рассказывать
людям правду — мой долг. Я чувствую, что обязан помочь мусульманам понять
истинный смысл Корана, научить их жить в ладу с остальным миром. Мне кажется,
это даже важнее жизни. Всегда говорю, что в определенные исторические моменты
находятся люди, готовые противостоять злу. И это большая честь — быть среди них…