Война в Ливане раскрыла в «рядовых» гражданах Израиля доселе неведомые
таланты и знания. Так, мой сосед, вполне безобидный бухгалтер, объяснил мне, что
Израилю следовало ввести в Ливан «сто, а, может быть — и сто пятьдесят тысяч
солдат» и захватить всю ливанскую территорию. Другой мой сосед, физиотерапевт,
тут же ему возразил: «Бомбежки, бомбежки и еще раз бомбежки! Пока в живых не
останется ни одного представителя Хизбаллы». Можно было подумать, что
информацией о положении на границе его снабжает весьма надежный источник в
Моссаде.
Мой парикмахер, храбрейший воин без страха и упрека, рассматривает проблему
поистине с размахом. «Пока на карте есть государство Иран, — со знанием дела
говорит он, — оно будет снабжать оружием шиитских боевиков. Только если мы
взорвем ядерные бомбы в Тегеране, Ширазе и Куне, на нашу землю придет мир.
Просто у всех кишка тонка, чтобы это сделать».
И лишь горстка людей считает, что у проблемы, которая перед нами стоит, нет
решения. По непонятным мне причинам большинство израильтян уверено в том, что
«для евреев нет места безопаснее, чем Израиль». Откуда берется такая
уверенность?
Мы живем — в окружении, мягко говоря, не расположенных к нам людей (их
миллионы), которые:
а) считают, что мы вторглись на их территорию и незаконно ее оккупировали;
б) питают к нам, евреям, фанатичную религиозную ненависть;
в) не горят желанием развивать науку и технику для того, чтобы обеспечить
себя более высоким уровнем жизни (и поэтому бомбежки их городов не наносят
ожидаемого вреда);
г) лишены основных гражданских прав и всегда готовы взять в руки оружие.
Даже если бы нам удалось, например, уничтожить всех боевиков Хизбаллы и все
имеющееся у них оружие, через некоторое время обезглавленный дракон отрастил бы
себе новые головы. Появился бы очередной фанатичный лидер, который привлек бы на
свою сторону тысячи разочарованных во всем молодых людей, снабдил бы их оружием,
раздобытым в Иране, или в Ливии, или в Малайзии, или еще где-нибудь, и начал бы
новый джихад против Израиля.
Если же кто-то считает, что сокрушительные победы способны кардинально
изменить положение вещей, этим людям следует слегка освежить память.
Феноменальная в истории Ближнего Востока победа Израиля в Шестидневной войне
явилась поистине «сокрушительной». Военная техника участвовавших в войне
арабских стран была либо захвачена, либо уничтожена, арабская армия —
деморализована. И всем нам казалось тогда, что Израилю больше никогда не
придется воевать. Я приехал в Израиль в 1970-м году и несказанно удивился тому,
что местные жители продолжали строить дома с бомбоубежищами. «Зачем они вам?» —
недоуменно спрашивал я.
А в 1973-м году мы снова вступили в войну — тяжелую и более длительную.
Какое же военно-политическое решение может обеспечить Израилю мирное
существование?
Увы, тут я вынужден расписаться в своей полной неосведомленности. Ни разу в
жизни мне не доводилось держать в руке пистолет. В отличие от большинства
израильтян, у меня нет троюродного дяди или внучатого племянника, посвященного
во все государственные тайны. Некому сообщать мне подробности последнего
заседания кабинета министров. Разумеется, какое бы военно-политическое решение
ни было принято, оно должно быть наиболее адекватным и эффективным. И я оставляю
это на усмотрение специалистов. Однако последняя война заставила нас понять два
очень важных момента.
Во-первых, мы должны понять, наконец: утверждение, что «для евреев нет места
безопаснее, чем Израиль» — несколько наивно. Мы горячо верим в то, что Всевышний
защитит нас, однако это — вопрос веры. Хотя многие и считают, что, если бы
существовало еврейское государство, Холокоста не было бы, на самом деле данный
аргумент, как и попытки всерьез проанализировать любое другое явление прошлого —
бездоказателен. Нам следует покопаться в собственном сознании и определить
истинные причины, заставляющие нас оставаться в Эрец Исраэль, несмотря на
опасности. Это не только позволит нам оценить ситуацию более объективно, но и,
вместо неубедительных оправданий, поможет нам разобраться в своих собственных
идеалах и убеждениях.
Во-вторых, пришло время пересмотреть собственные позиции по поводу места
Израиля в жизни еврейского народа.
В Торе написано: «… ибо (Земля Израиля) не такая, как земля Египетская…
[политая] при помощи ног твоих, как масличный сад; но земля, в которую вы
переходите… от дождя небесного наполняется водой, земля, о которой Всевышний,
Творец твой, печется. Очи Всевышнего, Творца твоего, непрестанно на ней, от
начала года и до конца года» (Дварим, гл. 11, ст. 10-12).
Из этих слов следует, что поля египтян постоянно орошались водой из Нила, в
то время как Израилю приходилось ждать дожя. Принимая во внимание тот факт, что
разливы Нила были регулярными, а дожди — случайными, Египет представляется
гораздо более удобным местом для проживания. Однако Тора утверждает обратное
(!).
Привлекательность Израиля заключается не в его географическом расположении
или природных ресурсах, а в его духовной ценности. Человек, оказывающийся в
комфортных и чересчур спокойных условиях жизни, рискует потерять связь с Творцом
мира. Регулярность природных циклов усыпляет его религиозную бдительность,
создавая иллюзию того, что во всем, что происходит вокруг, не участвует Воля
Всевышнего. В обманчивой безопасности долины Нила у человека нет необходимости с
надеждой смотреть в Небеса.