Два медика пишут здесь не о медицине
Стремясь стать полноправными членами
либерального американского общества,
американские студенты еврейского
происхождения не только не поддерживают
Израиль, но все больше и больше отдаляются
от традиции предков…
ТРИУМФ «УНИВЕРСАЛЬНОСТИ»
Йонатан
Розенблюм
Натан Щаранский заслуживает уважения уже
только за то, что он привлек внимание к
положению, в котором оказались еврейские
студенты в университетах США. Посетив
тридцать американских университетов, он
отметил безразличие обучающихся в них
еврейских юношей и девушек к еврейским
проблемам. По его оценке, лишь 10 процентов
от общего числа студентов-евреев принимают
участие в какой-либо еврейской
деятельности.
«Дело даже не в том, что еврейские
студенты не имеют необходимой информации, -
пишет директор студенческого отдела
организации ВИЦО Шахар Янай, - но в том, что
они к ней равнодушны».
- Студенты-арабы «держатся» за свои корни,
а мы - нет, - разъясняет суть проблемы
студент Чикагского университета.
Это высказывание, пожалуй, наиболее точно
выражает действительное положение дел.
Студенты - арабы и мусульмане гораздо
больше, чем студенты-евреи, интересуются
политикой, особенно тем, что происходит на
Ближнем Востоке. «Виновник всех проблем -
Израиль», - твердят они в один голос и не
отступают от своей точки зрения.
Еврейские же студенты, выслушав аргументы
в защиту Израиля, неизбежно предлагают
выслушать «палестинскую сторону». Они
хотят быть «объективными» и опасаются
влияния «пропаганды».
В отличие от них, вопросы объективности не
слишком волнуют арабских студентов.
Апатия и «нейтралитет», характеризующие
еврейских студентов, коренятся в еврейском
воспитании, лишенном всякой еврейской
самоидентификации. Большинство еврейских
детей, подчеркнем, вообще не получают
никакого еврейского воспитания. Даже тем,
кто интересуется еврейством и посещает
воскресные или вечерние школы, чтобы
выучить иврит, дают слишком мало информации
для того, чтобы они действительно могли почувствовать
себя евреями.
Считая себя «полноправными членами»
либерального американского общества,
представители еврейской молодежи
совершенно не воспринимают идею
избранности еврейского народа. Попробуйте
заговорить с учениками еврейской
воскресной школы о еврейской душе - они, в
лучшем случае, посмотрят на вас с
недоумением, а может быть, и рассмеются вам
в лицо. Процитируйте фрагменты из
классических еврейских источников, где
сказано об уникальном духовном потенциале
еврейской души - и вас назовут расистом.
По результатам опроса, проведенного
американским Еврейским Комитетом в 2001 году,
половина американских евреев считает
негативное отношение к смешанным бракам -
проявлением расизма.
«Среднестатистический»
еврейский ребенок, попадая в синагогу,
узнает, что именно евреи привнесли в этот
мир универсальные ценности, на которых в
любом цивилизованном обществе строятся
понятия «справедливость» и «мораль».
Однако и здесь стараниями «либерально»
настроенной профессуры все ставится, что
называется, «с ног - на голову». К примеру, в
одном из своих выступлений профессор
Корнельского университета, Джереми Рабкин
сказал, что евреи всегда препятствовали
распространению идей универсальности. Ибо
отвергали и отвергают идолопоклонство,
которое было принято почти во всем мире; а
теперь отказываются принять и
монотеистические вероисповедания,
стремящиеся привести весь род человеческий
к единой вере.
В древности евреев ненавидели за то, что
они настаивали на своей избранности. За это
же их ненавидят и сегодня. Неприятие «архаических
концепций» стоит и за презрением,
высказанным профессором Тони Джадтом в
адрес современного Израиля. Он назвал
еврейскую страну - «анахронизмом» в мире,
где межнациональные браки общеприняты и
свободно осуществляются, по выбору молодых
людей.
Что касается универсальности «еврейской
концепции справедливости», тут юным
представителям американского еврейства
разъясняют, что во всем современном мире
эти ценности столь широко распространены в
мире, что евреи, можно считать, свою миссию
уже выполнили и теперь в этом смысле не
оказывают на народы никакого влияния. Сам
факт, что у всех евреев - общие праотцы и
праматери, еще не основание, чтобы каждый,
кто имеет отношение к еврейству,
идентифицировал себя с Израилем (напомним,
что более половины американских «еврейских»
детей младше десяти лет имеют лишь одного
родителя-еврея).
Получая такое «еврейское» образование,
нынешние студенты еврейских колледжей
имеют приблизительно те же убеждения, что и
молодые интеллектуалы начала 1960-х годов.
Достаточно вспомнить, что на симпозиуме «Еврейство
и молодые интеллектуалы», который
проводился в 1961 году, выяснилось, что
молодые люди не проявляют ни малейшего
интереса к своей религии, не испытывают
стремления изучать иудаизм и не хотят
участвовать в какой бы то ни было
деятельности еврейских организаций.
Перспектива вступления в смешанный брак их
совершенно не пугает Они не видят ничего
плохого в идее смешанного брака ни для себя,
ни для своих детей. Даже в те времена, когда
Израиль ассоциировался в воображении
многих людей с образом бесстрашного царя
Давида, еврейская страна не вызвала в их
сердцах никаких «особенных» чувств.
Понятие «еврей» послужило участникам
дискуссий для обозначения некоего
отчужденного образа интеллектуала, который
живет в мире, далеком от реальности.
Положительно оценивается ими разве что
еврейская жертвенность - эта черта,
присущая, по их мнению, угнетенным,
притесняемым слоям социума, вызывала в них
сочувствие.
Самое грустное во всем этом, что, имея
подобные взгляды, еврейские студенты
лишают себя возможности реально
противостоять антисемитизму и гонениям. В
случаях, когда окружающие «обвиняют» их в «пристрастном»
отношении к Израилю, воплощающему в себе «еврейский
национализм», на их вооружении - лишь
бессильная злоба и обида.
В попытках доказать свою непричастность к
еврейской стране, некоторые студенты
активно демонстрируют свои «прогрессивные»
взгляды, критикуя Израиль. Другой вид «протеста»,
быть может, на подсознательном уровне -
вступление в смешанный брак.
Печальная ирония состоит в том, что
еврейское происхождение не вызывает в
американских студентах чувство
солидарности с Израилем. В попытках
доказать «лояльность», они все больше и
больше отдаляются от своих корней и
традиции предков.
Jerusalem Post
Йонатан Розенблюм
автор многочисленных статей в
Джерузалем Пост (Израиль)
и Джуиш Обзервер (Нью-Йорк, США)
|