Проведя детство в небезызвестном «треугольнике» богатых иерусалимских районов
- Рехавия, Тальпиот и Катамоны, я наперечет знал все таинственные дома местных
«шишек».
Однако побывать внутри самого знаменитого из них (на углу улиц Бальфур и
Смоленскин), мне долгие годы не удавалось. До 1974 года это здание было домом
для израильских министров иностранных дел, а за последние три десятилетия семь
раз становилось резиденцией премьер-министров Израиля.
И вот, наконец, недавно, пройдя тщательную, длившуюся целую вечность
проверку, которой подвергли меня и моих коллег - Калева Бен-Давида и Гиля
Хоффмана - службы безопасности, мы оказался у обновленных, высоких и холодных
стен этой неприступной обители. Обязательные двадцать минут ожидания - и мы
пересекли фойе. Затем переступили порог личного кабинета премьер-министра.
И тут я обнаружил, что человек, которого многочисленные враги описывают как
одурманенного опиумом политики наркомана - на пике эйфории, в сущности - самый
одинокий из людей, которых мне доводилось встречать в жизни
И в самом деле. Чему радоваться семидесятилетнему вдовцу, два сына которого
вынуждены отвечать на вопросы следователей и постоянно советоваться с
адвокатами, а его самого в течение семи часов подвергают семичасовому допросу
под взглядом нежно любимой им Лили, беспомощно наблюдающей за ним с настольной
фотографии?
Когда мы спросили его об этом, он сдержанно ответил:
- Полиция будет выполнять свою работу, я - свою.
«Не нужно быть поклонником этого противоречивого человека, - подумал я, выйдя
на улицу Бальфур, - чтобы пожелать ему теперь, когда он наконец-то осуществил
свою заветную мечту, не просто быть рядом со своей семьей, но и видеть их в
добром здравии, защищенными от любых жизненных невзгод.
Через несколько дней, когда я вместе с нашими военными обозревателями
встретился с начальником генерального штаба Моше Яалоном, он рассказал нам, что,
прежде чем приступить к осуществлению тактики точечной ликвидации террористов,
он должен был убедиться в законности своих действий, иначе Высший апелляционный
суд сделал бы из него лепешку.
Покинув тель-авивский офис Яалона, я поразился контрасту между местной
уличной суетой, смогом, повышенной влажностью и - спокойствием, царящим в
резиденции Ариеля Шарона, где слух посетителя улавливает лишь трели флейты и
фортепианнные аккорды, время от времени долетающие из расположенной поблизости
Музыкальной академии имени Рубина.
Тем не менее, два столь непохожих друг на друга визита соединились в одну
целостную картину, в миниатюре раскрывающую мотивы и содержание
арабо-израильской войны.
Смирение, с которым эти прошедшие огонь и воду солдаты относятся к высшей
власти закона - полная противоположность марионеточным судам, вопиющей
коррумпированности государственной системы и выживающей за счет террористической
деятельности экономики их врагов.
При этом не имеет значения, в радость ли Шарону и Яалону исполнение
обязательств перед лицом израильского правосудия, или - в тягость. Важно одно:
для них обязательность подчинения закону - непреложная аксиома, в то время как
враг, с которым они воюют, признает только единственную высшую власть - власть
диктатора.
К тому, что мы, представители среднего класса израильского общества, с
2000-го года уяснили себе, что палестино-израильский конфликт не связан с
земельными разногласиями, все уже давно привыкли. Удивление вызывает другое: все
попытки объяснить идеологический и ценностный характер этой войны наталкиваются
на абсолютное непонимание и неприятие со стороны сообщества стран, которые по
определению должны были бы быстрее и активнее других государств откликнуться на
них. Речь - о Европе.
Ценности, поставленные на кон в нашей войне - жизнь, свобода, терпимость и
власть закона.
В этой войне столкнулись два противника. Одна из сторон превыше всего ставит
жизнь, включая и жизнь своего врага. Другая - обожествляет смерть.
Кроме того, эта война олицетворяет собой противостояние демократии и
автократии, рыночной экономики и клептократии, общества, исповедующего
культурный плюрализм, и общества, клики, запугивающей не только «иудеев» в
Иерусалиме, но и христиан в Назарете и Вифлееме.
Европейцы, казалось бы, должны прекрасно все это понимать и на идеологическом
уровне поддерживать израильтян. В конце концов, европейское сообщество - это же
бастион свободы, терпимости и благополучия.
Однако европейские интеллектуалы, государственные деятели, журналисты,
политики и дипломаты очень редко позволяют себе порицать столь распространенную
на Ближнем Востоке практику подготовки террористов-смертников, насилие, аресты
диссидентов, отсутствие законных выборов, несправедливые суды, бесконтрольное
распространение оружия и низкий уровень образования.
Более того, многие европейцы не устают критиковать нас, евреев. И так
старательно формируют общественное мнение, лейтмотив которого - осуждение
Израиля, что недавно проведенный среди европейцев опрос, «выявил», например, что
Израиль - главный виновник мировой нестабильности
Во-первых, Европе очень не хочется сознаваться, что разработанная
европейскими теоретиками старая формула мирного урегулирования Ближневосточного
конфликта, основанная на «изъявлениях доброй воли» Ясера Арафата и впервые
введенная в международный обиход Венецианской Декларацией 1980 года, потерпела
крах. В конце концов, Венецианская Декларация стала первой попыткой Европы
инициировать международный политический процесс. Признание неудачи больно
ударило бы по европейскому самосознанию и поставило бы под сомнение авторитет
Европы в роли международной дипломатической силы.
Во-вторых, в европейском сознании давно и глубоко укоренился страх перед
нападениями мусульман, которые в прошлом часто тревожили европейские страны - от
российских рубежей до границ Франции. Этот страх продолжает гнездиться в самых
темных и отдаленных уголках подсознания большинства европейцев. Возможно, именно
из-за этого страха многие предпочитают проклинать евреев, чтобы «умиротворить»
истинного мирового агрессора - исламизм.
И, наконец, в третьих, еще с момента заключения в 1648 году Вестфальского
мира, положившего конец кровавой Тридцатилетней войне между протестантами и
католиками, европейцы, похоже, испытывают непреодолимое отвращение к конфликтам
на идеологической почве. Они одобряют борьбу за вечные и реальные ценности,
скажем - за землю, полезные ископаемые или водные пути. Но абстрактные понятия,
согласно их постмодернистскому менталитету - «относительны» и не стоят того,
чтобы проливать за них кровь.
Вот почему они даже не пытались помешать Гитлеру, когда тот уничтожал евреев,
славян и негров. Вот почему Берлинскую стену разрушили не немцы, а американцы.
Вот почему война, которую Израиль ведет во имя ценностей своего народа, не
вызывает в их душе ответного чувства.
Теперь очевидно, что во всем виноват не только антисемитизм.
Для того, чтобы приносить в жертву евреев, совсем не обязательно
патологически их ненавидеть. Более того, если вы - европеец, вам даже не нужно
выдумывать оправдание своим действиям, или, вернее - бездействию. Потому что в
той части света, которая называется Европой, такая позиция проверена временем и
одобрена окружающими.