Истинная демократия в государстве реальна только при условии
невмешательства рядовых граждан в общегосударственные процессы
Истинная демократия в государстве реальна только при условии невмешательства
рядовых граждан в общегосударственные процессы, — утверждает Фарид Закария в
своей книге “Будущее свободы: непросвещенная демократия дома и за границей”...
БАГДАДСКИЙ МЭДИСОН
Элиот Джагер
“Мы, народ...” — это, несомненно, прекрасное вступление к конституции. Однако
преамбула заканчивается, и далее необходимость в народной воле и народном
одобрении исчезает. Это утверждение было справедливым в 1787 году, когда
американская конституция была в процессе формирования. Однако оно не утратило
свою актуальность и теперь, в 2003 году, когда США пытаются привить демократию в
Ираке и на всем Ближнем Востоке.
В своей книге “Будущее свободы” редактор еженедельника
Ньюзуик
Интернэшнэл — Фарид Закария выдвигает и обосновывает тезис, главный
смысл которого состоит в том, что демократия способна функционировать только при
условии, что рядовые граждане в осуществляемые государством процессы не
вмешиваются.
То есть — чем меньше людей
участвует в осуществлении принципов демократии на государственном уровне, тем
эффективнее эти принципы регулируют политическую и социальную жизнь населения
страны.
Эта парадоксальная идея, отметим — не нова. Она заложена в основу модели
демократического общества Джеймса Мэдисона (четвертый президент США, начало
19-го века). Эта модель, как известно, предусматривает систему контроля, задача
которой — сохранять определенный баланс между структурами власти, коллегией
избирателей и Сенатом. Иными словами, эта система обеспечивает функционирование
органов власти, которые были созданы государственными законодательными
учреждениями — для того, чтобы участие народа в управлении страной свести к
минимуму. По образу и подобию этой модели спроектирована американская
конституционная система.
Анализируя те особенности, которые позволили американской системе успешно
функционировать, Закария одновременно указывает и на ее недостатки, утверждая
при этом, что США не смогут экспортировать свою демократию в другие страны — до
тех пор, пока не признают эти самые недостатки.
Отмечает он и перспективную, на его взгляд тенденцию: по его словам, еще
никогда за всю историю человечества демократический путь развития не привлекал
такое большое количество государств.
Но, если все эти страны будут стремиться лишь к активному участию народа в
управлении государством, а не к представительной демократии, — предостерегает
он, — берущей начало в конституционном либерализме, их усилия обречены на
провал.
Подобно молодежи, которая бесшабашно тратит годы на пустое
времяпрепровождение, не задумываясь о будущем, толпа не в состоянии разумно
распорядиться демократией. “Народ” в массе своей склонен к невежеству и
нетерпимости и часто становится слепым орудием в руках ловких демагогов. С
другой стороны, народ, к счастью, пассивен — если не стимулировать его
воинственность с помощью таких доктрин как нацизм, коммунизм или исламизм. Если
это все же происходит — беды не миновать.
Закария напоминает, что именно народ свободным волеизъявлением избрал Гитлера
на пост канцлера Германии. Именно народ в результате неудачного эксперимента по
вовлечению граждан в социально-политическую жизнь общества чуть было не
превратил Алжир в исламскую республику. С тех пор тысячи людей погибли в
жестоких междоусобных бойнях.
Более того, никто, в сущности, не сомневается в том, что движение Хамас
действительно пользуется популярностью среди палестинцев, и совершенно
справедливо получает наибольшее количество голосов избирателей во время “истинно
демократических” выборов.
Согласно модели Мэдисона, демократия, ассоциирующаяся с американской
государственной системой, выживает не благодаря народу, а вопреки ему. По иронии
судьбы ее существование впрямую связано с наиболее сознательными элитными
группами, которые и борются за права меньшинств,
проповедуют
терпимость, защищают гражданские свободы и тратят собственные деньги на благо
нации.
Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно просто сравнить стремления и
поведение этих элитных групп с образом мышления народных масс. Именно элитный,
никем не избираемый Высший суд США обеспечил принятие гражданских свобод. К
примеру, “народ” отнюдь не стремился защитить преступника от дачи невыгодных для
него показаний — этого добился элитный суд.
Можно с уверенностью заявить, что массы — недальновидны. Народ скрытен, легко
поддается паранойе и склонен во всем видеть тайные заговоры и махинации высших
представителей власти, что само по себе подрывает основы демократии. Миллионы
жителей арабских стран уверены, что в трагедии 11 сентября повинен израильский
Моссад. Тысячи израильтян готовы подписаться под тем, что убийство Ицхака Рабина
— дело рук Шимона Переса. Большинство афро-американцев считает, что
правительство США осуществляет секретную программу, цель которой — геноцид
темнокожего населения, которое хотят уничтожить с помощью СПИДа и наркотиков.
Бесчисленное множество людей верит, что их правительства скрывают правду о НЛО.
Итак, если народ — столь ненадежный поборник терпимости и фундаментальных
демократических ценностей, высшим государственным чиновникам США следует
пересмотреть свое отношение к тому виду демократии, который они собираются
прививать другим странам. Как утверждает Закария, “если государство не имеет
достаточно прочных традиций конституционного либерализма, насаждение
демократии может
привести к росту нездорового национализма и разжиганию войн”.
Легкость стиля и безукоризненная логика помогает Закарии выдвинуть и защитить
тезис о том, что экспортировать в другие страны можно только такую демократию,
которая зиждется на модели Мэдисона. Закария выражает обеспокоенность тем, что
Америка несколько отклонилась от данной модели в сторону большей демократизации
общества. В современных Соединенных Штатах народ слишком активно вмешивается в
управление государством, что, согласно мнению отцов-основателей Америки, чревато
серьезными опасностями. В результате граждане потеряли веру в систему, ненавидят
политику и уверены в том, что государство их предает.
“Чем более открытой становится система, тем уязвимее она перед лицом
политических интриг, безраздельной власти денег и фанатизма”, — пишет Закария.
Америка, по его словам, превратилась в “чересчур чувствительную и питающую
нездоровый интерес к избирательным кампаниям” державу, страдающую от того, что
сверхдемократизация системы косвенно нанесла вред общему благу ее граждан”.
Итак, какие уроки можно извлечь из проблем, с которыми столкнулась сегодня
американская демократия, а так же из глубокого кризиса, переживаемого другими
странами мира?
Во-первых, трудно не согласиться с тем, что демократия обязана найти “золотую
середину” между свободой отдельного индивидуума и стабильностью системы в целом,
— пишет Закария. Порядок способствует увеличению благосостояния, а
благосостояние, в свою очередь, содействует укреплению гражданских свобод, ибо
позволяет отдельным ячейкам общества обеспечить свою независимость от
государства.
Беда арабских нефтяных держав — в том, что их благосостояние “развивалось в
глубокой зависимости от правящего режима”. Капитализм стимулирует продвижение
демократии, однако ирония судьбы заключается в том, что, как показывает мировой
опыт, благосостояние государства, основанное исключительно на таких природных
ресурсах как нефть, мешает развитию институтов политической власти.
“Легкие деньги, это почти всегда — полное отсутствие экономической и
политической модернизации общества”, — объясняет Закария.
Представительная демократия наиболее успешно функционирует в тех странах, где
доход на душу населения сравнительно высок, права гражданина перед лицом
государства неукоснительно соблюдаются, и органы власти подчиняются четко
сформулированным законам. Все это благоприятствует зарождению и развитию
“действительно предприимчивого класса деловых людей”, что, в свою очередь,
способствует проведению политических реформ.
Закария предупреждает: насаждение чересчур широкого участия народа в
управлении государством при отсутствии жизнеспособного конституционного
либерализма “а-ля Мэдисон” приведет к установлению принципа: “один народ, один
выбор, одно будущее”. Он утверждает, что
путь развития
арабских стран — “деформирован”, что они “потерялись среди диктаторских систем и
непросвещенных режимов, ни один из которых не благоприятствует укреплению
либеральной демократии”. По словам Закарии, передача власти народу не приведет к
возникновению на Ближнем Востоке сколько-нибудь жизнеспособной демократии.
Куда же смотрит сознательная арабская элита, которая могла бы возглавить
борьбу за модернизацию арабского общества?
Jerusalem Post
|