New Page 1
|
|
О Трактате Хуллин
New Page 1
Лист 2
Как мы уже говорили (см. на сайте Введение
к трактату),
открывающая первую главу Мишна начинается
со слов о клятвах (шевуот), но сразу же
уводит нас в иные сферы законов Торы.
Рассмотрим ее текст и наметим линии
рассуждений.
В Мишне читаем:
(Есть) два вида клятв, которые (в
действительности) представлены четырьмя
видами.
(Есть) два вида, которыми можно
обозначить состояние тумы (состояние
души человека, накладывающее ограничение
на выполнение тех или иных действий - см. на
сайте обзор
недельной главы Тазрия,
первый годовой цикл), но (в
действительности) их - четыре вида.
(Есть) два вида (запретов на) перенесение
предметов в Шаббат, но (в
действительности) их - четыре.
(Есть) два вида негаим (сыпь или
язвы на коже человека, которые переводят
его в состояние тумы; ед. ч. - нега), но
(в действительности) их - четыре вида...
На этом текст нашей Мишны не
заканчивается, но продолжение ее уже не
добавляет новые аспекты или сферы законов
Торы. Она возвращает нас к второй фразе
текста и обсуждает, какие ошибки в своем
поведении способен допустить человек в
связи с тем, что находился в тот или иной
момент в состоянии тумы.
Человек, - говорит Мишна, в частности, - мог
осознавать, что он - таме (то есть
находится в состоянии тумы), но потом -
забыть об этом и нарушить закон Торы,
запрещающий в состоянии духовной нечистоты
участвовать в праздничной трапезе в
Иерусалиме - во время такой трапезы часть
кушаний готовилась из разрешенной для
употребления в пищу доли приношений (на
иврите - корбанот) в Храм.
Для этого случая - небрежного отношения к
собственному духовному состоянию (когда
человек не дает себе труда
сконцентрироваться на том, таме он или - таѓор,
то есть - чист духовно), Мишна намечает путь
исправления ошибки. После того, как человек
осознал свою небрежность, он должен отдать
Храму приношение оле ве-йоред. В
буквальном переводе на русский - «поднимающееся
и опускающееся (в цене приношение)». Суть
здесь состоит в том, что в отличие от «фиксированных»
приношений (в отдельных случаях, например,
традиция прямо указывает - барашка), оле ве-йоред
предполагает, что человек сам определяет
вид приношения.
Скажем, тот, кто считает себя
материально обеспеченным, должен был
принести овцу или козленка. Представитель «среднего
класса» мог принести двух голубиц. А
бедняку позволялось ограничиться десятой
частью эйфы муки (эйфа - принятая во
времена Талмуда мера веса, равная примерно
40 кг). То есть бедняк мог принести около
четырех килограмм муки, и этого было
достаточно.
При этом полное очищение от вины
наступало, если человек по всем правилам
провел ближайший после совершения
проступка Йом Кипур (иногда переводят -
Судный День или день особого поста; бывает
раз в году и наступает через семь дней после
Рош а-Шана, еврейского Нового года). И
если в Храме по всем правилам в Йом Кипур
совершили приношение от имени всего народа
(по еврейскому закону, в этот день и для этой
цели использовали козла; на иврите - саир).
Далее Мишна обсуждает еще ряд возможных
ошибок, а иногда и сознательно допущенных
проступков - в зависимости от того, как сам
человек в тот или иной момент себя
осознает: находится он или нет в
состоянии тума. Разбираются в ней и
ситуации, когда статус таме получают
какие-либо предметы, и тогда прикасаться к
ним нельзя. Путь исправления для человека,
который все же дотронулся до такого «объекта»,
также определяется в зависимости от того,
осознает человек, что предмет - таме или
не осознает.
Отметим, что текст Мишны занимает весь
лист, а его обсуждение ведется - на
последующих листах...
Автор текста Элиягу
Эссас
Лист 3
На нашем листе Талмуд начинает обсуждение
помещенной на предыдущем листе Мишны (см. на
сайте обзор листа
2).
И прежде всего, обращает внимание на ее
необычную структуру: всякий раз в ней
говорится о существовании двух видов клятв,
состояний тумы (объяснение термина см.
на сайте в обзоре
недельной главы Тазрия,
первый годовой цикл) и т.д. И тут же дается
уточнение: на самом деле их - четыре вида.
Что это значит?
В первую очередь, отметим, что речь идет,
разумеется, о нарушениях законов и
наказаниях за эти нарушения или - путях
исправления ошибки.
И вот мы говорим, например, о нарушении
клятвы. Согласно Мишне, есть два вида клятвы:
первый - человек клянется, что сделает что-то,
второй - клянется, что не будет делать,
не совершит то или иное действие. И если
нарушит клятву, должен будет совершить
приношение в Храм. Однако клятва может
относиться и к прошедшему времени: человек
клянется, что сделал что-то или не
сделал. Нарушитель этих клятв проходит
тот же путь исправления: за это полагаются
отдельные приношения. Это и хочет
подчеркнуть Мишна, акцентируя, что в
действительности существует четыре вида
клятв.
Талмуд подчеркивает, что раби Ишмаэль
(великий Учитель Мишны, 2-й век) усматривает
здесь другую грань Истины. Человек
совершает приношение в Храм только за
нарушение клятвы, в которой он обещал что-либо
сделать в будущем, - говорит он. - За ложную
клятву, когда некто поклялся, что совершил
какое-либо действие в прошлом, а на самом
деле этого не делал, его могут приговорить к
телесному наказанию...
Спрашивает Талмуд: почему Мишна указывает,
что в двух видах нарушений, связанных с
особым духовным состоянием человека - таме,
на самом деле таятся - четыре. И объясняет
это таким образом. Человек знал, что он - таме,
но, забыв об этом, присоединился к
праздничной трапезе и ел мясо приношений;
или - участвовал в такой трапезе, не ведая,
что он - таме. Это - два вида нарушений. Ну,
а если он, находясь в состоянии тумы, ел
мясо животного от приношения в Храм, не
зная, что это за мясо? Или - знал об этом, но
запамятовал?.. Именно эти две ситуации
добавляет Мишна, отмечая, что в
действительности существует четыре вида
нарушений такого рода.
Что имеет в виду Мишна, свидетельствуя,
что два вида нарушений при перенесении с
места на место предметов в шаббат, в
действительности оборачиваются четырьмя
видами?
Талмуд дает конкретный пример.
Допустим, бедняк подходит в шаббат к
какому-то дому и, стоя снаружи, просит, чтобы
ему дали еды. Сердобольный хозяин наполняет
продуктами корзинку и через окно (бедняк
протянул в окно руку) передает бедняку эту
корзинку. Бедняк взял продукты и фактически
вынес ее из дома на улицу.
Второй вариант. Хозяин вынес бедняку
корзинку с продуктами на улицу и передал -
из рук в руки.
Оба варианта, - объясняет Талмуд, -
представляют классические ситуации, когда
предметы в шаббат (в нарушение закона)
переносят из одного владения в другое
(в шаббат делать это нельзя). Внутри дома -
частное владение хозяина. Снаружи, за
стенами дома - общественное владение.
Откуда же берутся еще два вида отмеченных
Мишной нарушений при совершении одного
действия - хозяин дома дает бедняку еду в
шаббат?
Представим, что бедняк взял продукты, а
корзину через окно внес в дом и (из рук в
руки) отдал хозяину. Или: хозяин вышел на
улицу, взял из рук бедняка корзину и внес ее
в дом. То есть и в том и в другом случае
корзина перенесена из одного владения в
другое (из общественного - в частное).
Как же объясняется превращение двух видов
негаим (сыпь или язвы на коже человека,
которые переводят человека в состояние тумы;
ед. ч. - нега) в четыре вида?
Дело в том, что в Торе описаны несколько
заболеваний, возникающих в результате
неправильного поведения. И одни появляются
как следствие других. Вот и получается, что
исправления требуют не два вида негаим,
а - четыре...
Автор текста Барух
Шнайдер
Лист 4
Если на предыдущем листе Талмуд занимался
уточнением самого текста Мишны (см. на сайте
обзор листа
3),
то на нашем - акцент перемещается к проблеме
наказаний за нарушение перечисленных в ней
законов.
Разбираются, в частности, ситуации
перенесения предметов в шаббат из одного (личного)
владения в другое (общественное), что
законом запрещено.
Талмуд подчеркивает, что речь в Мишне
может идти лишь о нарушении этого закона по
неведению. Ибо, если человек злонамеренно (знал,
что этого нельзя делать, но все равно сделал)
игнорировал закон Торы, приношения в Храм и
даже - телесного наказания (удары плетью)
для него недостаточно. Тут применяются
более суровые меры пресечения. Однако, если
человека предупредили, что его действия
будут нарушением закона, за которое его
приговорят к телесному наказанию, его могут
наказать именно таким образом.
Анализируя ситуацию, когда человек,
будучи в состоянии таме (объяснение
терминов тума и таме см. на сайте в обзоре
недельной главы Тазрия, первый
годовой цикл), участвовал в праздничной
трапезе и ел мясо приношений, Талмуд
приводит высказывание раби Акивы (величайший
Учитель Мишны, 2-й век).
Человек, который забыл, что на данной
трапезе едят мясо приношений и ел его, но
помнил при этом, что он - таме (духовно
нечист), освобождается от ответственности, -
говорит раби Акива.
Речь идет о том, - расставляет акценты
Талмуд, - что от него за это приношение не
требуется, но он может получить телесное
наказание.
Согласуется ли установление Мишны в этом
вопросе с гранью Истины, открытой раби
Акивой? - спрашивает Талмуд. И отвечает: если
бы в Мишне подразумевалось, что за подобные
нарушения полагается телесное наказание, в
ее тексте, где сказано, что человек поначалу
знал, что он - таме, потом забыл об этом, а
через некоторое время снова вспомнил,
говорилось бы и о предупреждениях. Но этого
здесь нет.
Выясняя, чьей точки зрения следует Мишна, рав
Йосеф (великий Учитель Талмуда третьего
поколения, начало 4-го века) делает вывод:
точке зрения Раби (великий раби Иегуда а-Наси
- редактор текста Мишны, начало 3-го века).
Ведь именно Раби обосновал открытую раби
Ишмаэлем (коллега раби Акивы) грань
Истины: человек, который, будучи таме, ел
мясо приношений, несет за это
ответственность, если даже забыл, в каком он
состоянии, или запамятовал, что за мясо едят
на данной праздничной трапезе.
В процессе анализа Мишны цепь ассоциаций
приводит Талмуд к обсуждению как будто бы
другой темы - тринадцать правил
постижения Торы. И тут мы можем увидеть,
какими инструментами пользуется Талмуд,
исследуя проблему и приближаясь к Истине.
Здесь Талмуд отмечает, что система их
применения раби Акивой несколько
отличалась от системы, которой пользовался
раби Ишмаэль.
К примеру, раби Ишмаэль выделял принцип - «клаль
- прат
- клаль»
(общее - частность - общее).
Как этот принцип действует на практике?
В Торе, допустим, сказано, что в
определенной группе явлений действует
некий закон, а потом приводится частность,
мы говорим, что действие закона этой
частностью и ограничивается. Но вот речь
заходит о некоей общности, имеющей сходство
с данной частностью. И тогда действие
закона распространяется и на остальные
составляющие этой общности.
В системе раби Акива этого принципа не
было, но им выведен другой: «рибуй - миут
- рибуй»
(расширение - сужение - расширение).
В чем его смысл?
Сначала Тора расширяет действие закона на
группу случаев. Потом сужает до одного
случая. Затем снова распространяет его на
все случаи данной группы, исключая тот,
который по сравнению с остальными имеет
существенные отличия.
В результате мы узнаем, что анализ
различий между системами раби Ишмаэль и
раби Акивы дает Талмуду возможность,
объективно оценить позиции Учителей и
убедиться, что их точки зрения представляют
разные грани Истины.
Автор текста Барух
Шнайдер
New Page 5
ВВЕДЕНИЕ
Расположенный в четвертом (из шести)
разделе Устной Торы, посвященном судебным
законам и поискам Истины, трактат Шевуот
анализирует проблемы, связанные с клятвами,
которые даются в суде.
Может показаться странным, на первый
взгляд, что для обсуждения лишь одной “детали”
судопроизводства понадобился целый
трактат в 49 листов. Но на самом деле...
Как известно, Тора включает в себя 365
запретов (заповедей “не делай”). Один
запрет среди них стоит особняком. О клятве.
В тексте третьей из Десяти Заповедей
сказано: “Не произноси Имени Всевышнего
без надобности (или утверждая ложное), ибо
не снимет (вину эту) Всевышний с того, кто
произносит Имя Его попусту” (Шемот,
гл. 20, ст. 7).
Устная Тора сообщает, что речь здесь идет,
в первую очередь, о разного рода клятвах —
таких, когда человек “клянется Именем
Творца”.
Только об этом (из всех!) запрете говорится,
что вина за его нарушение не снимается ни в
нашем мире ни в будущем.
Почему же именно здесь явлена столь
бесповоротная строгость? Ведь возможность
— пусть, хотя бы в мире будущем — снять с
себя вину (через тешуву — возвращение
на пути Всевышнего, исправление своего
образа жизни в этом мире )
не
закрыта даже перед убийцами.
Ответ на этот вопрос помогает найти
анализ самого слова “клятва”.
На иврите “клятва” — шевуа. Мы видим,
что здесь тот же корень, что и в слове — шева
(семь). Число шева несет в себе значение цели.
Мир был сотворен именно за шесть дней, чтобы
потом был день седьмой — Шаббат (суббота). В
этом и состоит смысл сотворения мира — в
победе(в условиях свободы выбора) над
материальностью, что реально проявляется в
соблюдении законов Шаббата.
И тогда ложная клятва (шевуат шекер)
означает по сути — отрицание смысла
существования мира. Тотальное отрицание
смысла в Акте Сотворения мира (!). А если в
тексте шевуат шекер упоминается еще и
Имя Всевышнего...
Теперь понятно, почему вина за это не
снимается. Ведь такая клятва эквивалентна
отрицанию вообще — “всего”. То есть —
утверждению, что “ничего нет”, а
следовательно, нет и “объекта”, способного
снять вину...
Понятно и другое: существование отдельного
трактата Шевуот (в переводе на
русский — клятвы, во множественном числе), в
котором обсуждаются разные виды, тексты и
способы принесения клятвы.
Отметим, что в Талмуде есть еще один
трактат, который посвящен теме “ответственности
за слово”. Он называется — Недарим (Обеты)
и относится к другому разделу Устной Торы.
У нашего трактата — Шевуот есть
еще одна особенность. Первая его Мишна,
которой открывается первая глава, как можно
было ожидать, начинается с темы шевуот
— клятв, но тотчас же переходит к другим
темам, которые по “внешним параметрам”,
казалось бы, уводят нас к обсуждению
совершенно других законов Торы. Однако
между ними и основной задачей нашего
трактата, безусловно, существуют
внутренние связи, которые достаточно
сложны, и их обсуждение выходит за рамки
наших обзоров.
Непосредственно к теме клятв трактат
вернется только в третьей главе.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|
|
New Page 1
|