С недавних пор израильская
кинематографическая продукция
демонстрируется в Каннах, на «Берлинале», в
Карловых Варах и других престижных
кинофестивалях мира. И даже номинируется на
«Оскара» (см. на сайте, к примеру, статью «Шаг
до победы»).
От лестных, приятных для слуха
израильтянина отзывов наши сердца готовы
наполниться гордостью. Однако в каждом ли
случае у нас действительно есть повод для
проявления бурных положительных эмоций?
Вспомним, что «дифирамбы», звучащие на
фестивалях, нередко, к сожалению —
субъективны. Решающее значение в оценке той
или иной кинокартины могут иметь не только
ее художественные качества, но и содержание,
идеологическая направленность… И,
разумеется, мировоззрение и пристрастия
членов жюри, а также — публики,
просматривающей конкурсные программы.
На прошедшем в мае этого (2008) года
международном кинофестивале в Каннах
громко заявил о себе новый израильский «хит»
— полнометражная, полуторачасовая картина
«Вальс с Баширом» (сценарист и режиссер Ари
Фольман). «Золотую пальмовую ветвь» он,
правда, не получил, но вошел в десятку
лучших фильмов фестиваля. И это тоже,
согласитесь — не мало.
Чем же так поразил публику и членов «высокого
жюри» этот израильский фильм? Быть может —
жанровой неожиданностью?
Проходя по категории «документальное
кино», эта лента вполне могла
номинироваться и как «психологический
триллер» и как «автобиографическая драма».
При том, что в качестве подлинного
документа представлены в ней лишь
фотографии — весь остальной видеоряд подан
в форме анимации. То есть перед зрителем —
мультфильм, в котором действуют реально
существующие персонажи, нарисованные в
реалистической манере и говорящие с экрана
голосами своих «прототипов».
Сама форма подачи документального
материала повергла публику в шок. Такого
никто еще не видел. «Фильм «Вальс с Баширом»,
— свидетельствуют кинокритики, —
открывает новое направление в
документальном кино, позволяющее поднять
констатацию фактов на уровень
метафорических обобщений».
— Жанр анимации, — признается автор
сценария и режиссер картины Ари Фольман в
одном из данных им западной прессе интервью,
— предоставил мне необходимую свободу
творческого поиска и возможность показать
публике внутренние психологические
переживания, мироощущения моих героев…
Сюжетная канва «Вальса с Баширом» —
взгляд в прошлое, попытка с позиций
сегодняшнего дня оценить события 1982-го года
(Первая Ливанская война). Главный герой
картины (возможно — сам автор, который, 19-летним
парнишкой, в те дни проходил военную службу
в израильской армии, в подразделении,
дислоцированном в Ливане) и теперь, через 25
с лишним лет, все еще не избавился от
последствий психологической травмы,
которую получил на той войне. Ему постоянно
снится один и тот же кошмар: из мутной
желтой воды выходят молодые мужчины с
оружием в руках…
Что же тогда произошло? В чем причина
столь неотвязного беспокойства?
Он решает восстановить в памяти картины
прошлого. Но — тщетно: его мозг, вопреки
воле разума, прячет воспоминания о тех днях
за барьер, сквозь который невозможно
пробиться. И вот, наш герой, ветеран Первой
Ливанской войны, находит спасительный
выход: он обращается к друзьям, которые
вместе с ним участвовали в этой войне, и по
крупицам, интервьюируя их, собирает столь
необходимую ему информацию. Информацию о
том, что в сентябре 1982 года случилось в
предместьях Бейрута, в лагерях
палестинских беженцев «Сабра» и «Шатила»…
Именно это, оказывается, больше всего
волнует героя. Именно это — предмет его
терзаний и угрызений. И он, в своих целях
используя рассказы друзей-«очевидцев»,
выплескивает на экран потоки сострадания в
адрес невинно убиенных палестинцев-«беженцев».
Фотографии их безжизненных, зверски
изувеченных тел и есть те подлинные
документы, которые показаны в киноленте без
перевода на анимационный язык.
Сострадать, разумеется, можно кому угодно.
Однако в сочувствии Ари Фольмана есть один,
весьма существенный нюанс.
История о резне под Бейрутом —
общеизвестна (ее знают, по крайней мере, те,
кто в период Первой Ливанской войны был уже
взрослым, осознающим действительность
человеком). Объективные исторические
источники сообщают, что убийство, как
минимум, нескольких сотен (по другим данным
— несколько тысяч) палестинцев совершила
одна из арабских банд, затеявшая столь
жестокое мероприятие в провокационных
целях — в надежде свалить вину за содеянное
на израильтян. Цель очевидна: возмущенное
мировое сообщество окажет на Израиль
давление, и израильские войска будут
вынуждены уйти из Ливана, передав страну в
руки исламских фундаменталистов.
Международная комиссия, созданная для
расследования массового убийства в «Сабре»
и «Шатиле», вынесла вердикт: Израиль не
имеет к этому никакого отношения. Однако
волна ложных обвинений в адрес израильской
армии оставила свой разрушительный след.
Давление на Израиль было все же оказано.
Израильские военные подразделения
покинули Ливан.
Так что же тогда так мучительно вспоминал
центральный персонаж «Вальса с Баширом»? От
каких болезненных переживаний ограждал
героя его травмированный мозг?
Осведомленному зрителю ясно: герой
картины не в силах реконструировать те
события в памяти вовсе не потому, что мозг
человека имеет спасительное свойство
надежно запечатывать в подсознание то, что
его обладателю страшно вспоминать. Но —
потому, что вспоминать ему, в сущности,
нечего: ни виновником, ни свидетелем
преступления он не был.
Как же быть со зрителем неосведомленным?
Захочет ли он выяснить истину или, поверив
художнику, встанет в ряды противников «агрессивных»
израильтян?
Как быть с «просвещенной» публикой,
которая и без того не жалует евреев и
Израиль и отказывает ему даже в праве на
защиту своих граждан от вражеских атак?
Что ж, с «просвещенной» публикой у
создателя «Вальса с Баширом» нет никаких
проблем. Они увидели и услышали то, что
хотели видеть и слышать.
«Анимационная картина «Вальс с Баширом»,
— писала в одной из посвященных фестивалю
статей газета Таймс, —
стала
своего рода ошеломляющим открытием для
публики: красочное и пронзительное
описание событий военных операций (выделено
— мной) в Ливане от лица израильских солдат…».
Комментарии, полагаю, излишни.
Скорее всего, осознавая, всю «щекотливость»
ситуации, Фольман делает в сторону
собственного государства некий «реверанс».
— Работая над этим фильмом, я не ставил
перед собой задачу назвать виновников
трагедии, — декларирует он на пресс-конференции
в Каннах. — Я просто хотел разобраться, что
с нами произошло, проследить, как меняет
война психологию тех, кто в ней участвовал…
Задача — достойная мастера. Но вот только
с мастерством у Фольмана — беда.
Стоило фильму попасть в иную среду — на
один из самых престижных в мире фестивалей
мультипликационного кино во французском
городе Аннеси, где ленты рассматриваются
беспристрастно, с позиций их
художественной ценности — как он тут же
стал предметом сокрушительной критики.
Строгие рецензенты называли его персонажей
«говорящими головами в интерьере
собственных квартир», а весь
мультипликационный видеоряд — «лишь
декоративной добавкой к
автобиографическому материалу». Отметили
они и режиссерскую беспомощность, вялый,
невыразительный рисунок, подчеркивая, что «Фольман,
имея опыт в телевизионной документалистике,
языком анимации не овладел и строит речь (имеются
в виду художественные приемы), как
иностранец по самоучителю».
Не забыли кино-обозреватели Аннеси и о
восторгах по поводу «Вальса с Баширом» в
Каннах, разъяснив, что «там —
политизированная публика, для которой
главное достоинство продукции
израильского кинематографа — политический
взгляд».
— Приемы анимации дали мне уникальную
возможность, — говорил создатель «Вальса с
Баширом» в интервью в Каннах, — показать «сюрреализм»
войны. Все то, что вы видите на экране — мой
личный опыт… Я работал над созданием
киноленты четыре года. За это время у меня
родились трое детей. И когда они вырастут и
посмотрят мой фильм, он, надеюсь, поможет им
принять правильное решение — не
участвовать в любой войне, какой бы она ни
была…
Такова гражданская позиция израильтянина,
представителя страны, окруженной врагами,
которые постоянно ведут против нее
идеологическую и террористическую войну.
Страны, которая подвергается постоянным
ракетным обстрелам, где гибнут в терактах
мирные граждане, в том числе — дети.
Кто будет спорить с тем, что любая война —
трагедия? На войне — убивают. На войне —
калечат. Война психологически травмирует
людей. Все это ни для кого на свете — не
новость. И все понимают, что отказ идти на
войну, если на карту поставлено
существование твоего народа — мнимый «пацифизм»,
если не сказать — откровенное дезертирство.
Или — полное отсутствие идеалов, любви к
той земле, на которой ты вырос и живешь.
«Сюжет картины «Вальс с Баширом», —
сообщали обозреватели Каннского фестиваля-2008,
— свидетельствует о том, что современное
израильское общество не боится ставить
трудные и противоречивые вопросы. О том, что
в Израиле существует мощное
гуманистическое движение, которое
открывает перед израильтянами новые
перспективы установления мира в регионе».
Но разве может приблизить к миру,
позвольте спросить, самоуничижение и
самобичевание деятелей израильского
искусства, порочащих собственную страну?
Вальсируя с собственной совестью, Ари
Фольман своей анимационной картиной угодил
лишь вкусам идеологических противников
Израиля. Но и они, пройдет время, о ней
позабудут…