...Жесткая какофония гулких шагов по
киевской мостовой. В прозрачном утреннем
воздухе четко очерчены темные силуэты
деревьев. Жухлая, но еще расцвеченная
яркими красками листва... Крупным планом -
лица главных героев киноленты. Они идут...
Впрочем, не будем называть конечный пункт
этого скорбного шествия. И без того с первой
секунды фильма зритель знает: это - Бабий Яр.
А сейчас - последние кадры картины. Нам
осталось погрузиться в тишину. Прощальным
взглядом окинуть опустевший киевский
дворик, готовый раствориться в тумане
времен. На сером фоне ненастного утра -
черные силуэты деревьев. Без листвы...
Это - финал. По черному прямоугольнику
погасшего экрана плывут титры: исполнители
главных ролей - Иннокентий Смоктуновский,
Татьяна Васильева...
Фильм “Дамский портной” снят в Киеве
более десяти лет назад. Теперь здесь, в
Израиле, он воспринимается под иным углом
зрения.
В основе киноленты - пьеса Александра
Борщаговского, которая в 1981 году была
сыграна на Бродвее в Нью-Йорке. Ее
экранизация осуществилась в 1990-м.
Выбор режиссера из нескольких кандидатур
предоставили Борщаговскому.
- Очень хотелось снять эту картину, -
рассказывает Леонид Горовец. - Я надеялся. И
боялся, что меня не утвердят. Опасался,
Борщаговский решит, что я - слишком молод,
чтобы раскрыть такую сложную тему. И вот -
повезло...
Тема для создания фильма и в самом деле
чрезвычайно сложна. Тем более для режиссера,
который родился после войны, и ничего
подобного не пережил. На сюжеты Холокоста
сняты, наверное, сотни лент - в разных
странах, в разные годы, разными режиссерами.
Трудно не повториться, трудно найти
сбалансированную линию развития фабулы,
чтобы затронуть зрительские сердца,
избежав откровенной “сентиментальщины”.
Впрочем, в пьесе Борщаговского тема
Бабьего Яра проходит как будто бы стороной.
Она нависает над судьбами персонажей
скрытым внутренним напряжением. Чтобы
глубоко прочувствовать и передать это
ощущение другим, нужна открытая душа,
способная вместить тончайшие нюансы
переживаний.
Леонид Горовец тщательно подбирал
актерский ансамбль, “рабочую” группу.
Художником фильма стал Евгений Питэнин,
оператором - Александр Яновский.
...Перед зрителем разворачиваются события
жизни еврейской семьи. Основное место
экранного действия - тесная квартирка в
старом районе Киева. Время действия - сутки
с 28-го на 29-е сентября 1941 года. В тот год это
были дни раскаяния перед великим еврейским
праздником Йом-Кипур...
В отличие от зрителя, персонажи не ведают,
что их ждет. А если и догадываются о своей
участи, то стараются отмахнуться от дурных
мыслей, заглушить тревогу в душе обыденной
суетой.
В режиссерском прочтении сценария
главная идея фильма “Дамский портной” -
объемно, до потаенных глубин показать
истинный еврейский характер. И эффект
жизненной правды достигается здесь не
репликами на идиш, которыми время от
времени перебрасываются действующие лица,
не атрибутами одежды главы семьи - портного
Ицхака, но проявлениями черт еврейской
традиции.
С первых кадров фильму задана вполне
определенная тональность. Раннее утро 28-го
сентября... Узкий дворик Старого города - “каменный
мешок”... Старик-еврей монотонно читает
утреннюю молитву.
Следующий кадр - погоня. Центральный
персонаж (Ицхак - И.Смоктуновский), тяжело
дыша, бежит по развалинам разбомбленных
домов за шустрой девчонкой, которая украла
у него тележку. О том, что тележка - надежда
всей семьи (как без нее возьмешь в
предстоящее “путешествие” хотя бы минимум
вещей?), мы узнаем чуть позже. А пока мы
становимся свидетелями драмы, развязка
которой - человеческое благородство, умение
пожертвовать собственными интересами во
имя ближнего.
...Исхудавшей девчонке не хватает дыхания.
Она останавливается. Преследователь
нагоняет ее, хватается за ручку тележки. “Отдай,
- говорит, - это моя...”. И заглядывает в
бездонное отчаяние ее глаз. “Очень нужна?”,
- спрашивает. Девчонка молчит - пальцы к
тележке будто приклеены... “Что ж, возьми...”.
Он разворачивается и уходит в
противоположную сторону...
Жизнь Ицхака наполнена стремлением
делать добро. Это стремление не покидает
его и в последние сутки, в последнюю ночь
перед “путешествием” (житейская мудрость
подсказывает ему - куда). В его понимании
Добра нет “своих” и “чужих”.
Со спокойным достоинством он прощается с
домом, где был счастлив, где растил детей,
священнодействовал с ножницами и
сантиметром в руках, расставался с
покидающей этот мир женой. Отсюда уходил,
чтобы служить на границе, сын, уезжал на
фронт зять...
Судьба, внутренний мир главного героя
фильма частично воссоздается из обрывков
фраз. Но в гораздо большей степени -
психологически тонкой, без малейшего
привкуса мелодрамы, органичной актерской
игрой Иннокентия Смоктуновского. Ни одного
лишнего, нарочитого жеста, ни тени подделки
под чью-то манеру поведения.
Контрапунктом к образу главного
персонажа звучит “партия” дворника,
роль которого играет актер Алексей Зайцев.
Образ дворника многослоен. В его душе тоже
находится место и для любви и для
сострадания. Но эти качества для него -
избирательны, зависимы от ситуаций. Главные
направляющие в нем - стремление к наживе и
убивающий человеческие чувства страх.
Страх перед теми, на чьей стороне сила.
Образ дворника нарисован в кинокартине
скупыми, но необычайно выразительными
штрихами. Вот он примеривает перед зеркалом
явно увеличивающее плечи кожаное пальто
зятя Ицхака, лицо - воплощенная надменность...
Вот он юлит, выкручивается перед дочерью
Ицхака; главное не оторвать от себя эту “соломинку”
для еврейской семьи в тот момент -
пресловутую тележку (и дрова не на чем будет
привезти, и немцы могут узнать, что помог
евреям)... Вот он гонит в дождь со двора свою
соплеменницу - оставшуюся без крова пожилую
женщину с беременной дочерью (у той уж и
ордер на руках на “еврейскую” квартиру): “Завтра,
завтра приходи”... И вот он, в одной из
финальных сцен, лежит, застреленный немцами
- в попытке догнать, освободить свою жену,
которая, будучи русской, уходила в
неизвестность вместе с соседями-евреями...
Соплеменник гонит, а Ицхак привечает
женщину с ордером на его квартиру.
Приглашает будущих хозяев в пока еще свой
дом. Поит чаем, неспешно ведет беседу. Так,
будто бы назавтра не отправляться ему со
всей семьей в Бабий Яр.
Беззаботно щебечут за столом молодые
женщины,- дочь Ицхака с дочерью “переселенки”.
О мужьях, воюющих на фронте. Степенно
разговаривает о прошлом старшее поколение.
“Выполните мою последнюю просьбу, -
внезапно произносит Ицхак. - У меня есть
отрез отличного качества. Позвольте
скроить для вас костюм...”.
В фильме наступает кульминационный
момент: Мастер снимает мерку. И в этой сцене
образ Ицхака раскрывается во всей полноте.
Он - в своей стихии. Помолодел, наверное, лет
на двадцать. И зритель видит, что вся его
жизнь - труд. Тяжелый, но необычайно
творческий, требующий подлинного
артистизма... Это он, Ицхак, умеет превратить
в искусство портняжное ремесло. Он, Ицхак,
умеет вдохнуть жизнь в равнодушную ко всему
материю, в сам процесс. В его власти -
подарить людям мгновения радости.
Улыбка расцветает на лице измученной
жизнью русской женщины.
Наступает утро 29-го сентября...