В
этой статье рассказывается о замечательном израильском
скульпторе, который основал в Эрец Исраэль Академию
художеств — “Бецалель”.
ХУДОЖНИК
— ДУША НАЦИИ
Игаль Цальмон
Б.Шац.
Автопортрет
Дов
Барух (Борис) Шац
родился
в 1866 г.
в
ортодоксальной семье в еврейском местечке —
селе Ворно (Литва). В детстве казалось, что
его судьба предопределена. Подростком он отправляется
в Вильно — учиться в иешиве. Однако в 1882-м,
не закончив иешиву, Шац поступает в школу искусств
и вскоре становится членом сионистской группы
Переца Смоленскина.
Идеи Смоленскина о духовной значимости иудаизма
в дальнейшем повлияют на выбор тем в творчестве
Шаца-художника.
В 1888 г. Шац едет в Варшаву. Рисовал и лепил
Барух еще в Вильно, но по-настоящему серьезно
начинает работать именно здесь, в Польше. Созданная
им в тот период скульптура "Гендель",
изображающая еврея-старьевщика, по словам самого
автора, — первая попытка "нести людям иудаизм
средствами искусства". В те годы, да и
потом тоже, Шац искренне верил в созидательную,
духовную силу образов, рожденных мироощущением
художника. В скульптуре "Гендель"
отражена тема страданий еврейского народа, тема,
которая в конце 19 века занимала умы идишистских
писателей Польши, Украины и Чехословакии.
Короткий — всего год — варшавский период оказался
для Баруха Шаца весьма плодотворным. Созданные
им в Польше рельефы — портреты Монтефиори, Коршевского,
литография-портрет рабби из Лади — не случайные
разрозненные произведения, но свидетельства
складывающейся в его творчестве собственной
концепции еврейского искусства. Попытки осмысления
еврейской национальной изобразительной традиции
изложены Шацем в статье "Мастерство",
которую опубликовали в 1888 г. в еврейской газете
"Хайт-сфира".
В 1889-м Барух Шац возвращается в Вильно, женится
и вместе с женой и тестем уезжает в Париж. В
Париже в это время живет известный скульптор
Антокольский. Шац становится его учеником. Одновременно
учится живописи в Кармонской Академии художеств.
Академия престижна, но стиль и методы обучения
в ней консервативны. В парижский период (до
1895 г.) Шац создал большое количество скульптурных
и живописных работ. Среди них — рельефы-портреты
Антокольского, Антона Рубинштейна, Луиса Пастора.
Многие произведения Шаца в те годы посвящены
сюжетам из жизни Моше-рабейну. Скульптура "Йохэвэд,
мать Моше" (1892 г.) экспонировалась в
Парижском салоне, а на Всемирной выставке в
Сент-Луисе в 1904 г. получила серебряную медаль.
Сюжеты из жизни Моше имели для Баруха Шаца
особое значение. "С юности мной владела
идея. Ради нее я поехал учиться в Париж, чтобы
суметь ее выразить", — писал он в своей
книге "Восстановление Иерусалима".
Мечта посвятить биографии Моше целую серию работ,
вероятно, появилась у Шаца под влиянием теорий
Ахад Ха-Ама, который видел в Моше национального
героя, выдающуюся личность, сыгравшую важную
роль в истории еврейского народа. Ахад Ха-Ам
считал, что в евреях необходимо культивировать
возвышенные националистические чувства, ибо
в этическом идеале иудаизма, по его мнению,
концентрируется любовь к Израилю.
Подобные мысли находили живой отклик в душе
Баруха Шаца и впоследствии проявились не только
в его искусстве, но и в его деятельности.
Задуманная им серия произведений на сюжеты
из жизни Моше могла стать Главной Работой художника.
Однако в полной мере этим планам не суждено
было осуществиться. В результате Шац посвятил
Моше лишь несколько скульптур. Сказался недостаток
времени. В Париже, чтобы прокормить семью, ему
приходилось делать эскизы керамической посуды,
а в самые трудные моменты — подрабатывать чем
попало, вплоть до бокса и борьбы.
Наиболее значительным произведением Шаца в
парижский период считается скульптура "Матитьягу
Хасмоней" (1894 г.). Идея ее создания возникла
под впечатлением судебного процесса над Дрейфусом.
Это событие повлияло на историю сионизма и,
в частности, во многом сформировало мировоззрение
Теодора Герцля. Образ еврея — борца за освобождение
и независимость своего народа был реакцией Шаца
на настроения европейских евреев того времени.
Иные
творческие устремления владеют Шацем в Болгарии,
куда он переезжает с семьей в 1895 году. Он
погружается в жизнь страны — деятельно участвует
в создании Болгарской Академии искусств, работает
над скульптурными образами поэта Вазова и болгарского
принца Бориса. Шац — автор многих монументов:
памятника Неизвестному солдату, скульптурной
композиции "Освобождение", памятника
графу Игнатову в Софии, проекта фонтана, построенного
в честь болгарских религиозно-освободительных
войн. Он выполняет самые престижные заказы —
оформляет интерьер церемониального зала во Дворце
коронации в Софии, делает
памятный
альбом, подаренный болгарским правительством
русскому царю Николаю II в январе 1896 г. по
случаю вступления на престол.
В Болгарии к Шацу впервые приходит настоящее
признание. Он участвует в международных выставках
и получает награды. Его работы ценят в художественных
салонах Европы. Он принят в члены Французской
Академии художеств.
Первые годы в Болгарии еврейская тема почти
не занимает Баруха Шаца. По свидетельству Бен-Давида,
"его семья была маленькой и жила среди
богатых людей вдалеке от еврейского квартала,
человеческой сутолоки и суеты. Его соседи —
болгары: министры, писатели, художники".
Шац вернулся к еврейской теме в искусстве лишь
в 1903 году. Скорее всего, это возвращение связано
с трагическим, решающим в истории сионизма событием
— еврейским погромом в Кишиневе. Подобно известному
еврейскому художнику Морицу Опенгейму, который
черпал сюжеты из воспоминаний детства, стремясь
напомнить просвещенным ассимилированным соплеменникам
об их национальных корнях, Шац воссоздает в
скульптурных образах еврейские традиции. Рельефы
"Авдала", "Полночь", "Начало
шаббата", "Люди Книги", "Бабушка"
— казалось бы, носят для Баруха Шаца личный
характер, подспудно выражая его раскаяние. Но
вместе с тем в них отчетливо читается намерение
углубить еврейское национальное самосознание.
Б.Шац.
Авдала (рельеф)
В конце своего пребывания в Болгарии Шац занят
серией портретов видных деятелей еврейского
освободительного движения — Герцля, Вольфсона,
Варбурга... Сам он принадлежит к сионистским
кругам и мечтает основать в Эрец-Исраэль Академию
художеств.
В 1905-м Шац выполняет и дарит дочери Анжеле
рельеф "Самсон и Далила". Тема предательства
навеяна личной драмой: жена уходит от него к
его ученику Андреа Николову, который становится
впоследствии знаменитым скульптором. Ситуация
в семье ускорила отъезд Шаца из Болгарии.
В Эрец-Исраэль Барух Шац так занят "Бецалелем"
— еврейской Академией художеств, — что на творчество
у него не остается ни сил, ни времени. В 1911-м
он женится на Ольге Певзнер и создает знаменитую
скульптуру "Моше".
В 1913—1914-м он много работает над темами
еврейской традиции, вновь возвращаясь к начатому
в Болгарии ("Омовение рук", "Трубящий
в шофар", "Учитель"...)..
В
1915-м Шац трудится над проектами произведений
на темы еврейских праздников. После войны Барух
Шац направляет всю свою энергию на восстановление
нормальной деятельности "Бецалеля".
Только в 1924-м, когда Академия уже не требует
всепоглощающих усилий, он отдает высвободившееся
время работе над серией бюстов библейских героев:
царя
Соломона, царя Давида, Самсона и Деворы, Моше
— в разных вариантах...
Истинный художник — душа нации. Шац в своем
творчестве чутко реагирует на все связанные
с его народом события.
С 1929-го Шац все больше увлекается живописью.
За год до смерти им создана серия автопортретов.
Что это было? Памятник самому себе или попытка
саморастворения?..
Б.Шац.
Кабалат шаббат (рельеф)
Барух Щац умер в Америке, в 1932 г., собирая
пожертвования для Израильской Академии художеств.
Похоронен в Иерусалиме, на Масличной горе.
|