Хотя в реальной жизни (за пределами песенного мира) отношение Боба Дилана к
иудаизму и по сей день вызывает множество вопросов, с духовной точки зрения он,
несомненно, был человеком, склонным к религиозности. Более всего его
интересовала мистическая сторона еврейского мировоззрения. Его идеи и жизненная
философия во многом совпадали с фундаментальными еврейскими концепциями, а
духовные поиски и устремления часто сближали его с еврейской традицией.
В 19-м веке рав Исраэль Салантер, основал движение «Муссар», приверженцы
которого уделяли особое внимание этической стороне поведения человека. Человек,
— говорили они, — должен стремиться к духовному совершенствованию и постоянно
анализировать свои действия и поступки, чтобы выявить и искоренить в себе
недостатки. Гораздо раньше об этом писал Рамбам (великий Учитель,
комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ
Тора; Испания – Египет, 12 век). Шофар, в который трубят в Рош
а-Шана, — подчеркивал он, — призван разбудить людей, призвать их «очнуться от
сна» и с вниманием всмотреться в свою жизнь.
Прямую параллель такому устремлению находим в песне Боба Дилана «Сладкая
детка» из альбома «Любовь и воровство». В ней автор и исполнитель дает публике
«совет»: «Смотри вверх, смотри верх — найди своего Создателя. Прежде, чем
Гавриил протрубит в трубы».
Одна из основополагающих концепций еврейского мировоззрения состоит в том,
что Всевышний «участвует» во всех людских делах. «Наблюдение» Творца, — писал
рав Элиягу Десслер (один из крупнейших Учителей прошлого поколения; Литва –
Англия – Израиль, первая половина 20-го века), — иногда может иметь очевидные
для всех внешние проявления, иногда — скрытые, заметные лишь нашему «внутреннему
взору». Всматриваясь в мир, мы приходим к выводу, что он целиком и полностью
контролируется Всевышним. Каждый человек, каждое животное, каждый цветок на
полях — в Его власти. Однако нам известно, что мы, люди, обладаем при этом
свободой выбора…
Боб Дилан остро ощущает эту «двойственность» мировосприятия. Это находит
выражение в нескольких его песнях. Так, в композиции «Хозяева войны» он поет о
некоем «демагоге», который может опустошить весь мир. Тем не менее, он осознает
неизбежность Суда, уготованного тирану Творцом.
Песня «Безумный ветер» — это свободная интерпретация еврейского понятия
руах штут (дух глупости), где также говорится о соотношении
предопределенности и свободной воли.
В еврейских первоисточниках и раввинской литературе чрезвычайно много
внимания уделяется анализу человеческой природы и человеческих качеств (мидот).
Боб Дилан в своем творчестве выявляет и исследует черты, отличающих евреев, с
одной стороны — от остального человечества, с другой — от Творца. В
пронзительной по своему эмоциональному накалу «Лицензии на убийство» он поет:
«Теперь он поклоняется застойному пруду. И, увидев свое отражение, чувствует
себя полноценным человеком».
Здесь Дилан, прежде всего, как бы вторит Виленскому Гаону (раби Элиягу
из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века; назван Гаоном — почетнейший
титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) — в его
определении духовного застоя. «Если ты не движешься вверх, ты погружаешься
вниз», — поется далее в этой песне. То есть отсутствие духовного развития — тоже
падение.
Эта тема звучит и в знаменитом «Слепом Вилли Мактелле». Куда катится
человечество? — как бы вопрошает в этом произведении Дилан. И с горечью
отмечает, что мы живем в эпоху морального и духовного падения: «Творец — в
Небесах. И все мы хотим следовать Его Воле. Но, похоже, в мире нет ничего, кроме
грубой силы, жадности и извращенности».
Согласно еврейскому мировоззрению, стремление человека к добру и
справедливости проистекает из той частицы Всевышнего, которая от рождения дается
Творцом каждому индивидууму. Все люди созданы по образу и подобию Творца. И это
означает, что мы должны уважать друг друга, быть милосердными и терпеливыми в
отношениях с окружающими, оберегая человеческое достоинство ближнего. Об этом
много говорится в Талмуде. Эта тема волнует и Боба Дилана. В одном из его
песенных монологов есть такие слова: «…Кто-то сказал, что первым исчезает
достоинство. Я отправился в город, в эту землю полуночного солнца. Я искал
повсюду, искал везде, спрашивая по дороге всех встречных полицейских — вы не
видели достоинство?».
Творчество Дилана перекликается с еврейским взглядом на жизнь, которая не
кончается с уходом человека в иной мир. Ибо существует олам а-ба, Будущий
мир, куда возвращаются души людей после смерти. Отголоски размышлений об этом
звучат в песнях «Летом» и «Ты готов?». Но наиболее ярко свое отношение к этому
он выражает в песенной композиции «Пытаясь добраться до Небес»: «Тебе удалось
разбить сердце, любившее тебя. Теперь ты можешь закрыть книгу и никогда больше
не писать. Я давно иду по одинокой долине, пытаясь добраться до Небес, прежде
чем врата закроются».
Боб Дилан явно знаком с текстами еврейских первоисточников. Во многих его
песнях находим «ссылки» на диалоги Моше с Творцом (из Торы) на высказывания из
Танаха, особенно — из Кетувим («Книги пророков»). В частности, в
одной из его песен, «Вероломное послание», есть такие строки: «А однажды он
появился с запиской в руке, на которой было написано – Подошвы моих ног горят».
Эти слова адресуют нас к книге пророка Иехезкеля.
Повинуясь своему, возможно, «самому еврейскому» порыву, Дилан пишет песню
«Гроза соседей», в семи куплетах которой метафорически изложена почти вся
история нашего народа — включая наши дни. Ведь и сегодня, как и в прошлые
времена, у народа Израиля — много врагов…