КУЛЬТУРА | СЮЖЕТ УСЛОЖНЯЕТСЯ…
Есть ли у израильской музыкальной
«индустрии» будущее? И вообще - нужны ли
современной публике, оснащенной
компьютерами, например, музыкальные
магазины?..
ДОМ МУЗЫКИ В ИЕРУСАЛИМЕ
Бэрри Дэвис
Последние четыре года израильские
представители профессий, связанных с
музыкой, во всех регионах страны переживают
свои далеко не лучшие времена. Иерусалимцам
- труднее других: просуществовавший много
лет и снискавший известность во всей стране
музыкальный магазин «Пикадилли» пришлось
закрыть, остальные предпринимают отчаянные
попытки удержаться на плаву.
«Дом музыки» на улице Керен а-Йесод стал
исключением из тысячи разных правил. «Имя»
этому учреждению удалось обрести на
продаже качественных музыкальных дисков.
Теперь это старейшее музыкальное заведение
города выступает и в роли продюсера,
организовывая живые музыкальные шоу.
Тем, кто причастен к израильскому
музыкальному рынку, демонстрирующему день
ото дня все большую жесткость, идея
музыкального магазина, устраивающего
бесплатные концерты, кажется
фантастической до абсурда.
- Возможно, с непривычки это действительно
трудно понять, - рассказывает менеджер «Дома
музыки» Яад Ван-Лейбен. - Но, если то, что
делаешь идет от сердца, если ты выполняешь
взятые на себя обязанности честно и
профессионально, люди поймут вас, и
включатся в ритм.
И оказался прав. Люди и в самом деле «включились
в ритм». Вот уже три года еженедельно, в
четверг - вечером, а в пятницу - после обеда,
в «Дом музыки» приходит народ - на
бесплатные концерты.
- У нас можно встретить самых разных людей,
- продолжает Ван-Лейбен. - К нам приходят
любители музыки разного возраста, разных
профессий и социальных групп.
На концерты в иерусалимский «Дом музыки»
приезжают даже из Тель-Авива.
- В атмосфере Иерусалима есть нечто
особенное и неповторимое. Иерусалим
позволяет слушателю остаться один на один с
музыкой. А, кроме того, здесь можно найти
таких музыкантов, которых в Тель-Авиве не
встретишь, - объясняет Яад Ван-Лейбен.
«Дом музыки» впервые открыл свои двери 25
лет назад. Тогда он специализировался на
продаже записей классической музыки.
Вначале магазин процветал. Однако, через
некоторое время, дела пошли хуже и хуже. В 1998
году магазин не давал никакого дохода.
Смена хозяина возродила шансы «Дома
музыки» на успех. Пять лет назад на «капитанский
мостик» этого тонущего корабля поднялся
Яад Ван-Лейбен, который как раз остался без
работы. Он был служащим недавно
закрывшегося и оплакиваемого многими
музыкального магазина «Пикадилли». Магазин
боролся за право на существование,
потребовалось очередное сокращение
персонала, и Ван-Лейбен оказался за бортом.
В «Доме музыки» он получил повышение - под
его руководством дела пошли на поправку.
Ван-Лейбен привел в «Дом музыки» своего
бывшего коллегу, Роя Офира. Сегодня Офир
стал здесь административным директором.
- Когда
меня впервые пригласили в «Дому музыки», -
вспоминает Ван-Лейбен, - я сразу ответил
согласием. Но тут же сказал новому хозяину,
что считаю необходимым расширить жанровый
диапазон магазина. Он не возражал…
Вскоре после того, как Яаад Ван-Лейбен
принял приглашение, классический
музыкальный репертуар магазина пополнился
джазом, блюзом, роком и эстрадой.
- Для меня все это - серьезная музыка, -
отмечает менеджер.
Нет никаких сомнений, он любит свою работу.
Однако экономическое положение
современного Израиля, к сожалению, таково,
что одной любви к делу в наши дни
недостаточно.
Поверьте, ничего этого не было бы, если бы
не владелец магазина Гидеон Хейман, -
рассказывает менеджер «Дома музыки». - Он
вкладывает в это заведение много денег. Для
него это - как хобби, настоящий труд во имя
любви.
Постоянные клиенты магазина - самая
разнообразная публика. Поклонники хорошей
музыки в качественных записях находятся в
любой среде. Сюда часто заходят студенты
расположенной поблизости музыкальной
Академии им. Рубина, приезжают из разных
районов Иерусалима и из других городов
истинные ценители, заглядывают случайные
прохожие, и некоторые из них становятся
завсегдатаями.
Впрочем, теперь на «случайность» здесь
уже почти не рассчитывают. Улицу перед
магазином копают уже целую вечность. Перед
зданием - временное заграждение и кучи
гравия. Чтобы перейти улицу и приблизиться
к входу, нужно проявить недюжинную
физическую тренированность. После того, как
здесь начались ремонтные работы,
количество посетителей, по свидетельству
сотрудников магазина, уменьшилось на 20
процентов.
«Дом музыки» не привык следовать
проторенными путями. Чтобы привлечь
клиентов, его работникам приходится
изобретать что-то такое, до чего не
додумались «акулы» иерусалимского
музыкального бизнеса.
Для Ван-Лейбена, например, это означает,
что он должен приобрести на продажу
музыкальную «продукцию», которую не
найдешь больше нигде в городе. Так
выстраивается собственная, уникальная ниша.
- У нас есть диски, которых не купить в
стандартных сетевых магазинах, - с
гордостью рассказывает он. - Мы ни от кого не
зависим. Выбираем у местных дистрибьюторов
то, что хотим. Мы не обязаны работать с каким-либо
определенным каталогом музыкальной
продукции…
И вот тут в дело вступают живые шоу,
изобретенные «Домом музыки» около четырех
лет назад.
Спектр музыкальных групп и отдельных
исполнителей, выступающих на сцене «Дома
музыки», соизмерим разве что с
эклектичностью вкусов самого Ван-Лейбена.
Здесь побывали рок-группы, поп-группы,
джазовые музыканты, музыканты, исполняющие
произведения на электронных инструментах.
Молодые, многообещающие артисты и
исполнители, завоевавшие всемирную
известность…
Концертные программы составляет, как
правило, Бени Астралис - тоже постоянный
работник «Дома музыки».
Вход на концерты - свободный. Единственное,
из чего магазин извлекает доход, это
продажа бокалов с вином и, разумеется -
дисков.
- Мы не стремимся к тому, чтобы
придерживаться какого-либо определенного
стиля, - разъясняет Ван-Лейбен. - Главное для
нас - качество.
Несмотря на энтузиазм и восторг, с которым
Яад Ван-Лейбен относится к своей уютной «империи»,
он понимает, что будущее «Дома музыки», как,
впрочем, и всей израильской музыкальной «индустрии»
- весьма туманно.
- Возможно, со временем музыкальные
магазины вообще исчезнут, - говорит он. -
Теперь люди «загружают» песни из Интернета
и записывают на своих компьютерах
собственные диски. Это оказывает серьезное
негативное влияние на музыкальный бизнес. Я
надеюсь, что неожиданные находки, типа
концертов в магазине, помогут отсрочить
этот момент. Может быть ,
нам удастся предложить публике что-то еще -
неповторимое особенное. Тогда у нас еще
долго будут клиенты…
Jerusalem Post
Перевод с английского
Публикуется с небольшими сокращениями
|