Как-то раз мой 12-летний сын, один из
наиболее серьезных фанатов Гарри Поттера,
пришел домой из еврейской школы и объявил,
что эта школа - не для него, и он не
собирается туда возвращаться. Учителя в ней
- «тупые», еврейские учебные дисциплины - «никому
не нужны»...
На школу он и раньше жаловался, и я знала,
что он испытывает к еврейской традиции,
мягко говоря, противоречивые чувства.
Однажды, несколько лет назад, когда ему было
девять лет, мой сын просто-напросто отчитал
меня.
- Почему ты стала «иудейкой»? - спросил он,
да таким тоном, как будто бы я совершила
преступление, и меня вот-вот посадят в
тюрьму. - Тебе следовало подождать, когда
твои дети вырастут, чтобы у нас было право
выбора…
С тех самых пор на людях и в школе внешне
он соблюдал правила и «условности»,
предписанные нашей традицией. И всячески
демонстрировал, что делает это только ради
родителей.
В прошлом, когда нашему сыну требовалось
немного свободного времени, он начинал
вести себя так, что его на несколько дней
исключали из школы. Однако на этот раз он
впервые заговорил о «бессмысленности»
школьной программы, не изменив свое
поведение. Поэтому мы с мужем, во избежание
проблем с директором школы, решили
заблаговременно устроить ему небольшой
отпуск.
В течение целой недели он отдыхал и читал
свои любимые книги. Однако по истечении
этих импровизированных каникул мы
обнаружили, что его намерения ничуть не
изменились - в школу он по-прежнему
возвращаться не хотел. Мы с мужем, взяв сына
с собой, отправились к директору школы и
выслушали, как наш сын четко и ясно изложил
свою точку зрения на еврейское образование.
- Пустая трата времени и денег, - завершил
он свою речь.
Директор школы предположил, что нашему
мальчику не подходит атмосфера вверенного
ему учебного заведения, и мы покинули его
кабинет, не зная, что нам делать с нашим
взбунтовавшимся ребенком.
Мы перебрали все существующие
альтернативы: обучение на дому, с помощью
интернета, местная государственная школа (он
был бы единственным евреем, посещающим это
ничем не выдающееся городское заведение),
другие частные школы. Мы обратились в
Педагогическую академию, которая
предложила нам специальную программу для
детей, потерявших интерес к учебе. Наконец,
мы определили его в частную школу
Монтессори.
Наш сын провел за партой целых шесть
недель, и нам показалось, что все
налаживается. Однако через месяц и он и
учитель пришли к выводу, что «атмосфера» и
этого учебного заведения - не для него.
Итак, мы вернулись к тому, с чего начинали.
Сын ходил со мной на работу, оставался дома.
Он знал назубок маршруты городских
автобусов и научился из оставшихся после
завтрака объедков делать пиццу. Он больше
времени проводил с родителями и с
нетерпением ожидал возвращения из школы
братьев и сестер. Он постоянно ходил в
библиотеку, и его кругозор постепенно
расширялся, выходя за пределы комиксов и
книг о Гарри Поттере. Мы, не жалея
драгоценного времени, подолгу обсуждали с
ним новые идеи, которые он почерпнул из
прочитанной литературы. Мы окружили его
вниманием и любовью. Но ничего не помогало -
он по-прежнему упорствовал в своем
нежелании учиться в еврейской школе, где
обучались его сестры и братья.
Альтернативу найти нам так и не удалось.
Одна из местных школ выразила желание
принять ребенка, потерявшего интерес к
учебе. Но и без попыток направить сына туда
было ясно, что в ней он долго не удержится.
Да и я сама опасалась дурного влияния на
сына учащихся этого учебного заведения.
Дело в том, что, беседуя со мной директор
школы, описывая их педагогические
достижения, упомянул специальную программу
лечения от наркотической зависимости. Наш
сын, к счастью, не имел тяги к наркотикам, и
мне не хотелось, чтобы кто-то из
одноклассников «просветил» его на этот
счет.
Как-то наш сын сказал, что ремень с шипами
«смотрится круто». Я, решив про себя, что не
стану покупать ему такой ремень, втянула
его в разговор о том, что определенный стиль
одежды позволяет людям выражать свою
принадлежность к той или иной социальной
группе и что некоторые люди пытаются
утвердить свою индивидуальность с помощью
чисто внешних атрибутов. Попутно я
объяснила ему, что он - не похож на других, в
первую очередь, потому, что принадлежит
особенному народу, имеющему особое
предназначение.
В ответ он, как всегда, молча закатил глаза,
словно говоря мне: «Это тебе так
кажется». Я воздержалась от комментариев,
надеясь в глубине души, что хоть что-то из
нашей беседы отложится в его голове.
Переворот в его сознании произошел
совершенно неожиданным для меня образом.
Однажды он ехал со мной в машине. Я
включила магнитофон, чтобы послушать
запись лекции рава Мордехая Беккера. Обычно
я стараюсь «не докучать» ему подобными
вещами. Но он сам напросился сопровождать
меня в «мое время». Поэтому я сказала себе -
«ничего, потерпит» и решила не отказываться
от привычного дневного графика.
По ходу своей лекции рав Мордехай Беккер
сравнивал мир Гарри Поттера с нашим
еврейским миром. И объяснял, что евреи, как и
Гарри, евреи живут в некоем параллельном
измерении.
Мой сын мгновенно навострил уши.
Некоторое время он молча слушал лекцию, а
потом задал мне несколько вопросов. Я
выключила магнитофон и вступила с сыном в
дискуссию. В результате дискуссии мы вместе
сделали определенные выводы.
Вывод первый:
Мы живем в том же мире, что и другие люди,
однако наша жизнь во многом отличается от
обычной. У евреев - собственный мир, полный
тайн. У нас есть «дополнительная еврейская
душа», мы носим тефиллин (коробочки, в
которых лежат пергаменты с начертанными на
них фрагментами из Торы; достигшие
совершеннолетия мужчины надевают их по
утрам ежедневно, кроме субботы и праздников),
употребляем в пищу кошерные продукты, даем
своим детям еврейские имена, учимся и
молимся на древнем языке. Одну седьмую
жизни (шаббат) мы проводим, не оказывая
никакого влияния на окружающий мир.
Вывод второй:
Мы похожи на других людей, однако у нас
есть особое предназначение, связанное с
особыми обязательствами и требующее
соблюдения особых правил и предписаний.
Наша задача состоит в том, чтобы вкладывать
во вполне обыденные каждодневные
обязанности глубокий духовный смысл.
Для того, чтобы мы могли выполнить это
свое предназначение, нам дарованы 613
способов, которые открывают нам доступ к
духовной «магии», которая помогает развить
внутренний потенциал (посредством
соблюдения заповедей) и препятствует
пустой трате нашей энергии и разрушению
нашего внутреннего мира (если мы не
нарушаем запреты).
Вывод третий:
У евреев - собственная «Диагон-аллея». Мы
говорили с ним о Сентрал-авеню в
Седархерсте (городок в Лонг-Айленде, штат
Нью-Йорк), где останавливались по дороге в
Нью-Йорк. На этой улице расположены
кошерные рестораны, книжные магазины, где
продается еврейская литература, кошерные
бакалейные лавки и магазины, где можно
купить традиционные предметы еврейского
быта, в том числе - подсвечники и бокалы для кидуша.
Многие нееврейские жители большого Нью-Йорка
даже не знают о существовании этой улицы.
В какой-то момент мой сын замолчал и
погрузился в размышления. Я тоже умолкла,
чтобы не мешать ему обдумывать то, о чем мы
только что говорили.
Потом он внезапно заговорил - прозрение,
осенившее его голову, несомненно, стоило
всех пропущенных им школьных уроков.
- Так что же получается?.. - медленно сказал
он. - Я - волшебник, который родился и живет в
семье волшебников?.. Тогда я просто не могу
ходить в обычную школу…
Воцарилась долгая пауза.
Когда он снова заговорил, я не поверила
собственным ушам.
- Ты знаешь, мам, завтра я вернусь в
еврейскую школу…
Наконец-то он все понял. С благословения
Всевышнего терпение, любовь и свобода,
которые мы в избытке предоставили ему,
принесли свои плоды
Когда мы вернулись домой, он сам позвонил
своему преподавателю, чтобы узнать, когда
ему можно будет приступить к занятиям.
Волшебство Гарри Поттера помогло нашему
сыну осознать, что в нем живет скрытая от
посторонних глаз неповторимость. Узнав, что
происходит в других школах, он смог иначе
воспринять и по достоинству оценить наш
домашний уклад. Наш сын внезапно нащупал
правильный путь, придя к выводу: чтобы
научиться использовать ресурсы
собственной уникальной личности,
необходимо сначала разобраться, в чем
именно состоит ее уникальность. А для того,
чтобы разобраться в этом и принять свою
уникальность, он должен учиться в еврейской
школе...