New Page 5
«Один на один с двадцатью израильскими писателями» - так называется недавно
изданная новая книга Аелет Негев, в которой она попыталась выявить глубинную
связь современной израильской литературы с личностью и судьбой создателей
литературных произведений…
ТЕОРИЯ РАН
Эли Шай
В этой книге журналист и литературный обозреватель Аелет Негев опубликовала
материалы интервью с двадцатью израильскими прозаиками и поэтами. В ходе бесед
она, с присущей ей удивительной деликатностью, старается выявить глубинную связь
современной израильской литературы с судьбой и особенностями личности писателя.
Выстраивая перед нами собственную концепцию взаимодействия творчества с
реальностью .
Негев удалось коснуться самых потаенных струн в душах собеседников. На
страницах книги мы знакомимся с обычными людьми - с недостатками и слабостями.
Они раскрываются перед нами, делятся своими чувствами, страхами и размышлениями.
Ее книга - собрание ярких, живых портретов, каждый из которых, в сущности -
краткая монография, написанная тонко чувствующим автором. Каждая «зарисовка»
представляет собой не только информативную, но и литературную ценность.
В глобальном смысле вывод Аелет Негев не оригинален - литературное творчество
рождается в попытках преобразовать в слова и образы мучительную боль. Но в ее
интерпретации трагедии человеческих судеб, их душевные раны окрашены особыми
оттенками романтики.
В детстве поэт Натан Альтерман заикался. Это усугубило его природную
застенчивость, отгородило от мира сверстников. Взрослым мужчиной он, не в
состоянии сделать выбор между двумя любимыми женщинами, ищет забвения в
бесконечных пирушках в кафе «Касит». Глубокую рану наносит ему трагедия дочери,
актрисы и поэтессы Тирцы Атар - она страдает тяжелым психическим расстройством…
Болезненные переживания находят отражение в поэтическом творчестве Альтермана.
Популярная детская поэтесса Лея Голдберг так и не решилась на замужество. Ее
одиночество скрашивает компания разведенной матери, а ее сознанию никогда не
освободиться от размышлений о сумасшествии отца. Страх, что сумасшествие
заложено в ней на генетическом уровне и может передаваться последующим
поколениям, не позволяет Голдберг создать собственную семью. Именно этот страх,
по всей видимости, заставляет поэтессу выбирать для своих стихов правильную,
сбалансированную форму - символ отчаянной попытки удержать контроль над
собственным сознанием.
Незаживающей раной тревожит Далию Рабикович постоянная боль потери близких.
«Когда человек кончает с собой, вместе с собственной жизнью он уничтожает и
часть души людей, которые его любят, - рассказывает она, не скрывая, что и сама
пыталась свести счеты с жизнью. - Когда на меня наваливается депрессия, я
превращаюсь в жухлый лист. Ничего не делаю, прячусь от всех, отключаю телефон. У
меня совсем нет вол к жизни…».
Трудное детство в приемных семьях, непоколебимая уверенность в том, что покой
и уединение - привилегии ночи, когда мир сбрасывает с себя бремя дневной суеты,
привели к тому, что по ночам до раннего утра она бодрствует, чтобы потом
провалиться в сон - до полудня.
Каждое сердце носит в себе боль. В своем последнем автобиографическом романе
под названием «Повесть о любви и тьме» талантливый израильский прозаик Амос Оз
рассказывает о том, что незадолго до его бар-мицвы в 1952 году его мать
погибла, приняв слишком большую дозу болеутоляющих. Полвека он никогда и никому
об этом не рассказывал…
С. Йизхар в автокатастрофе потерял брата, а четыре года спустя, сражаясь с
британцами, погиб друг его детства.
Мать Аарона Аппельфельда, когда он был еще ребенком; была убита немцами в
доме деда
Отец Йоны Валлаха погиб во время Войны за Независимость …
Иегуда Амихай до сих пор не может забыть девочку по имени Рут. Они влюбились
друг в друга, когда им было по шесть лет. Семья Иегуды переехала в Палестину, но
они с Рут продолжали переписываться. Во время Второй мировой войны семья Рут
попала Голландии, оттуда их отправили в концлагерь. Вся семья погибла… Для
Амихая Рут стала своеобразной Анной Франк, памяти которой он посвятил несколько
пронзительных стихотворений …
Личные горести писателей сплетаются в мрачную картину злополучности целого
народа, явившейся результатом Холокоста и непрекращающихся войн. Возникает
ощущение, что большинство израильских писателей, беседы с которыми включены в
книгу Аелет
Негев, так и не смогли
приспособиться к окружающим израильтян на протяжении нескольких последних
десятилетий жизненным реалиям. Их голоса сливаются в однообразный хор
сторонников либеральных израильских левых сил.
Вернувшись в Газу после ссылки, Натан Зах тепло обнимается с Арафатом.
Далия Рабикович хочет предстать перед читателями противницей истэблишмента,
борцом за мир в стране, чья культурная жизнь традиционно связана с Партией
Труда.
Ронит Маталон разделяет позицию палестинских властей, и рассказывает о том,
как еще в самом начале интифады навещала друзей в секторе Газы.
Впрочем, автор замечательных рассказов Орли Кастель-Блюм выражает растущую
обеспокоенность террористическими атаками, и даже учит своих детей произносить
молитву «Шма, Исраэль» - на случай, если они столкнутся с
террористом-смертником. Однако общее положение дел от этого все равно не
меняется.
Вероятно, большинство израильских писателей подавило в себе страхи обычных
пассажиров автобусов, а в результате чисто человеческая способность ставить себя
на место жертв террористических актов у них просто атрофировалась.
Политические и социальные взгляды многих израильских писателей идеально
подходят для экспорта в Западную Европу, отождествляющую себя с палестинской
стороной. Они совершенно оторваны от реальности израильских улиц и
супермаркетов, где каждую минуту может прозвучать очередной взрыв. На фоне
господствующих политических тенденций эти ставшие банальными жесты, включая
поддержку палестинской стороны и одобрение интифады, перестают быть смелыми
нонконформистскими эскападами.
Аелет
Негев подчеркивает,
что большинство израильских писателей относятся к своей профессии как к некоему
высшему, хотя и мучительному призванию, которое они избрали своим уделом еще в
юности.
Лея Голдберг связала свою жизнь с литературой в 15 лет.
Натан Зах опубликовал свои первые детективные истории в возрасте бар-мицвы .
Амос Оз, когда ему было всего пять лет вывесил на двери своей комнаты
табличку с надписью «Амос Клауснер, писатель». «Я очень хотел произвести
впечатление на девочек», - поведал он Негев.
Вундеркинд Давид в возрасте девяти лет выиграл радио-конкурс для взрослых по
произведениям Шолом-Алейхема. Спустя год он написал свой первый рассказ под
названием «Джил убегает в цирк», предвосхитивший темы некоторых его будущих
детских книжек.
Книга «Один на один с двадцатью израильскими писателями» предоставляет
читателю возможность отправиться в путешествие по внутреннему миру писателя,
заглянуть в самые отдаленные уголки его сознания, и исследовать извилистые
тропы, прочерченные его пытливым пером.
Надо сказать, что израильские писатели охотно рассказывают о собственной
жизни. Израильскую литературу изучают в университетах Израиля и США. Однако
биографии местных авторов - редкость, и книга Негев содержит свежий,
журналистский анализ, в котором бесспорно нуждается новая израильская культура.
Jerusalem Post
|