29 апреля в Израиле отмечают день памяти жертв Катастрофы
29 апреля в Израиле отмечают день памяти жертв Катастрофы.
Освобождение узников из нацистских концентрационных лагерей
положило конец ужасам Холокоста 58 лет назад. Но не ослабевает интерес
голливудских и европейских режиссеров к той трагической эпохе. Об этом можно
судить, например, по количеству фильмов, представленных на международных
кинофестивалях...
ХОЛОКОСТ — ОДНА ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ТЕМ СОВРЕМЕННОСТИ
Том Танджент
Только на одном фестивале, который прошел в начале этого (2003) года вдалеке
от “театра ужасов” Катастрофы — в Лос-Анджелесе (США), состоялся премьерный
показ трех фильмов, с разных сторон рассматривающих историю и наследие
гитлеровской эпохи.
Особый интерес и жюри и зрителей вызвал 90-минутный документальный фильм
Андре Хеллера “В
мертвом пространстве: секретарь Гитлера”. В нем Гертруда Юнге, личный секретарь
фюрера с 1942 по 1945 год, рассказывает о ежедневном, как правило, вполне
банальном, распорядке дня человека, который внушал страх всему миру.
Французский режиссер Паскаль Баи привез в Соединенные Штаты киноленту под
названием “Всевышний велик, а я — нет”. Действие фильма, который посвящен любви
между мужчиной и женщиной, разворачивается в наши дни. Родители главного героя
пережили Катастрофу. И это накладывает отпечаток и на судьбу сына ...
Одновременный показ этих фильмов — случайность, которая, тем не менее,
обнаруживает тенденцию, продолжая бесконечную череду посвященных Холокосту
фильмов, телевизионных программ, пьес, романов и научных исследований.
— В каждом новом поколении найдутся такие писатели и режиссеры, которые
захотят вернуться к гитлеровской эпохе и выяснить, каким образом культурное и
цивилизованное государство пришло к созданию официальной индустрии
человекоубийства, — говорит, объясняя притягательность темы, известный
кинорежиссер Коста-Гаврас, создатель политических триллеров “Дзета”, “Пропавший
без вести”, “Музыкальная шкатулка”, “Осадное положение” и т.д. — Страны,
подвергшиеся фашистской оккупации, так же оказались вовлеченными в это
преступление, и мы вновь и вновь исследуем его причины и механизмы действия. Мы
пытаемся понять, почему 40 тысяч мужчин и женщин каждое утро просыпались и
целыми днями убивали и убивали евреев...
Главный герой фильма “Амен” — офицер СС, которого называют “Врачом”. Прототип
Врача — реальный доктор Йозеф Менгеле, известный в концлагере Аушвиц (Освенцим)
как “Ангел смерти”. Из всех героев фильма он — единственный закоренелый и
неисправимый негодяй, потому что, по словам Коста-Гавраса, “самыми циничными из
нацистских изуверов были врачи. Вместо того, чтобы помогать людям, к чему они и
были призваны, получая медицинское образование, они использовали свои знания для
того, чтобы уничтожать людей ”.
Лучшим фильмом этого года на церемонии вручения премии “Оскар” был
признан фильм режиссера Романа Полански “Пианист”. Этот фильм получил “Оскара” в
нескольких номинациях. Романа Полански назвали “лучшим режиссером года”, а
исполнитель главной роли (пианиста Владислава Шпильмана) Эдриан Броди — лучшим
актером. Этот пронзительный фильм рассказывает о судьбе еврейского музыканта,
которому удалось выжить в Варшавском гетто.
В основе картины — воспоминания Шпильмана. В сюжете киноленты, в ее
эмоциональной окраске — многое и от личных переживаний Романа Полански. Ему было
семь лет, когда он бежал из Краковского гетто...
— Холокост стал самым важным событием 20-го века. — говорит продюсер фильма
Роберт Бенмусса, —
Любой фильм о тех событиях
— не просто фильм, но — свидетельское показание, адресованное грядущим
поколениям.
Чем дальше мы отдаляемся по оси времени от Холокоста, — отмечает известный
режиссер Клод Ланцман, — тем больше у нас возможностей оценить его истинный
масштаб и значение. Я не смог бы снять фильм “Катастрофа”, если бы после этой
ужасной трагедии прошло всего 20 лет, — добавляет он, имея в виду
свою девятичасовую
документальную киноленту, рассказывающую о событиях тех времен.
За последние годы несколько картин, посвященных теме Холокоста, получили
премии “Оскар”, включая известнейший “Список Шиндлера” снятый режиссером
Стивеном Спилбергом.
Однако сколько бы ни было снято фильмов о Холокосте, запас связанных с ним
реальных историй, кажется неистощимым. В этом году на “Оскара ”
в номинации “Лучший иностранный фильм” претендовала немецкая кинокартина “Нигде
в Африке”. Она посвящена истории одной еврейской семьи, бежавшей из Германии в
1930-х годах и вынужденной приспосабливаться к жизни в Кении.
Кинолента “Пленник рая ”
была выдвинута на “Оскара” в номинации “Лучший документальный фильм года”. В нем
рассказывается о судьбе Курта Герроне, знаменитого эстрадного артиста
догитлеровского Берлина, который руководил съемками нацистского
пропагандистского фильма о концентрационном лагере Терезенштадт. Позже Геррон
был убит в Аушвице.
Холокост представляет собой необъятное поле для исторических, культурных и
психологических исследований, и таит в себе множество странных и страшных
загадок. Даже лауреат Нобелевской премии Эли Визель, посвятивший свою жизнь
изучению Холокоста, который он сам пережил, все еще не может дать ответ на
многие волнующие его вопросы .
— Многого до сих
пор не хватает, — признается он. — Кое-что удалось понять, но я хотел бы
получить больше информации о человеческом поведении, о рычагах воздействия
массового психоза на личность...
Создателей фильмов неизменно привлекает “психология Холокоста” — то
драматическое напряжение, которое свойственно борьбе между добром и злом.. По
словам Майкла Беренбаума, профессора Университета Иудаизма в Лос-Анджелесе, “в
век морального релятивизма Холокост остается неоспоримым стандартом воплощения
абсолютного зла”. Беренбаум согласен с критиками, которые обвиняют Голливуд в
профанации и опошлении этой великой трагедии, но, тем не менее, считает, что
усилия авторов кинолент на эту тему “дали, в своей массе, положительный эффект”.
Культуролог Нил Габлер, автор книги “Собственная империя, или как евреи
изобрели Голливуд” отмечает, что “отцы” — основатели Голливуда десятилетиями
подавляли в себе еврейскую сущность, но их современные потомки свободно признают
и принимают наследие своего народа.
— В мире нет ни одного еврея, которому была бы безразлична эта тема, —
говорит Габлер. — Помнить Холокост и его жертвы — моральный долг каждого еврея,
а особенно остро он ощущается людьми искусства. Стивен Спилберг реализовал этот
долг в своем “Списке Шиндлера”, Роман
Полански продолжил
традицию...
Согласно общепринятому мнению, фильмы о Холокосте (к сожалению, иногда
скатывающиеся до уровня "кича") способствовали тому, что об “окончательном
решении” еврейского вопроса узнали миллионы людей, которые никогда бы не взялись
прочесть книгу на данную тему.
Однако австрийский режиссер фильма “В мертвом пространстве: секретарь
Гитлера” Андре Хеллер придерживается иной точки зрения. Указывая на рост
количества крайне правых националистических партий на своей родине и во Франции,
Хеллер считает, что многочисленные австрийские, французские и иностранные
картины, посвященные этой трагедии (за исключением “Списка Шиндлера”)
значительного влияния на общественное сознание не оказали.
—Я мало верю в то, что искусство способно просвещать людей, — говорит он.
Сравнительно новая тема для исследователей времен Второй мировой войны —
личность самого Гитлера. В фильме Андре Хеллера секретарь Гитлера со стыдом
вспоминает о своей влюбленности в фюрера, который был настолько
“чувствителен”,
что не выносил вида увядших цветов в своей комнате.
Недавно в центре внимания деятелей кино оказалась юность Гитлера. Фильм
“Макс” рассказывает о периоде, когда будущий фюрер был нищим артистом в Вене. На
ту же тему снят мини-сериал телеканала Си-Би-Эс, который вскоре выйдет на
телевизионные экраны. Критики обвинили создателей фильма и сериала в попытках
“очеловечить” Гитлера. Однако профессор Беренбаум считает, что именно
“человечность” сделала Гитлера столь демонической фигурой.
Роберт Лифтон, профессор психиатрии в Гарварде, занимающийся изучением
психологических аспектов истории, глубоко проник в эту проблему.
— Гитлер
символизирует зло в чистом виде, — говорит он. — Удобнее всего рассматривать его
как “нечеловека”. Но это было бы слишком просто и не производило бы впечатления
на людей, родившихся после Второй мировой войны... Все, что кажется нам
абсолютным злом, неизменно привлекает наше внимание. К примеру, в неонацистах
такое упрощенное понимание личности Гитлера способно пробудить садистские и
разрушительные наклонности.
Исследуя личность и поведение Гитлера, а так же — личности врачей-нацистов,
обвиненных в преступлений против человечности, люди, по словам Лифтона, должны
внимательно взвешивать каждый факт и вывод. Сам Лифтон, изучая психологическую
основу злого гения Гитлера, заявил:
— Мы ни на секунду не должны сомневаться в нашем праве на моральное
осуждение. Сомнения такого рода бы серьезным заблуждением...
Том Танджент
JTA — Еврейское телеграфное агенство
|