Норштейн создает рукотворное кино. Его
инструменты — бумага, листы целлулоида,
фломастеры, ножницы, скотч, пинцет, который
он называет «мой компьютер», станок, свет,
камеры… Так он «смастерил» и туман в «Ежике»,
и падающий хлопьями снег, и мордочку Волчка
с грустными глазами из «Сказки сказок», и
трогательного Башмачкина в «Шинели».
А начиналось все в Марьиной Роще (Москва),
в классической коммуналке с длинным
коридором, с большим количеством семей.
Маленький Юра жил с родителями и братом в 13-метровой
комнате. От шума, скандалов, сопровождавших
жизнь коммуналки, он сбегал в изостудию
Дома пионеров, где было море света, с
потолка свисали лампы, высвечивая
ученические натюрморты. И тишину нарушали
приятные уху звуки: шорох карандаша, шаги
преподавателя, готового прийти на помощь,
если что-то не получается, всплески воды в
акварельных стаканчиках… Потом —
художественная школа.
В 1959-м Юрий Норштейн поступил на курсы
художников-мультипликаторов. Если бы с
подачей документов он опоздал хотя бы на
пять минут, его судьба, быть может,
сложилась бы иначе. Как только он отдал
необходимые бумаги, в помещение
администрации вошел человек (позднее
Норштейн узнал, что это был Роман Давыдов,
режиссер фильма «Маугли») и сказал: «Всё,
больше ни у кого документы не принимать». И
прием заявлений закончился.
После окончания курсов Норштейн
принимает участие в создании нескольких
десятков мультфильмов. Тот, кто видел
вышедший на экраны в 1964 году знаменитый
фильм Владимира Данилевича (режиссер) и
Ивана Иванова-Вано (художник-постановщик) «Левша»,
надолго запомнил поистине «ювелирную»
работу Юрия Норштейна — грациозный танец
блохи. А в не менее известной анимации
Уфимцева «38 попугаев» он — автор кукол и
кукловод.
Однако снимать собственные фильмы ему на
протяжении долгого времени не давали. И
Норштейн решился на компромисс с самим
собой — подал заявку на мультфильм «25,
первый день», о революции, в создании
которого он должен был впервые выступить в
роли режиссера. Художественный совет
студии «на приманку клюнул». Но фильм в
результате не получился. И он сделал вывод:
никогда не надо браться за то, что
противоречит твоим ощущениям. Ложь,
изворотливость — не в его характере.
У творческих людей — свой календарь.
Застойные семидесятые оказались для
Норштейна на редкость плодотворными. С 1971
по 1978 годы Норштейн снимает мультфильмы,
которые на Всероссийских и Международных
фестивалях получают престижные премии. В
том числе — главные призы на Международных
фестивалях мультипликационных фильмов в
Аннеси (Франция, 1975 г.), в Нью-Йорке (США, 1975 г.)
и в Мельбурне (Австралия, 1976 г.). Его «Ежик в
тумане» и «Сказка сказок» вошли в
сокровищницу мировой анимации.
В 1979-м он становится лауреатом
Государственной премии, а в 1996-м — получает
звание Народного артиста РФ.
Норштейн разрабатывает специальную
технику многоярусной перекладки
изображения, что придает мультфильмам
эффект трехмерного изображения. И наотрез
отказывается от анимационной компьютерной
графики. Герои Норштейна, словно живые
существа, каждый — со своей историей
появления на свет, своим характером, своими
страхами, радостями и печалями. Эмоции его
персонажей — в их глазах, в особом наклоне
головы, в осанке или жесте. И невозможно
представить, что его знаменитые Ежик,
Волчок, Медвежонок или Филин могли быть
какими-то другими. Наполненный неизбывной
тоской взгляд Волчка из «Сказки сказок»
гипнотизирует и заставляет задуматься о
том, что же на самом деле происходит внутри
этого маленького существа.
Есть в произведениях Юрия Норштейна еще
один очень важный, можно сказать, главный
персонаж — свет. Это — плоть, магическое
вещество его фильмов.
— В детстве я жил в коммунальной квартире,
— вспоминает мультипликатор. — Там был
длинный коридор, в открытую дверь
ослепительное солнце входило в коридорную
тьму. Я до сих пор помню то ощущение
сердечной дрожи, что вот сейчас ты
перешагнешь эту грань и попадешь в свет, в
иной мир. Это я вместе с Волчком выходил из
тьмы дома на свет.
В 1981 году Норштейн начал работу над
мультипликационным фильмом «Шинель» по
повести Гоголя. На его создание ушло более
четверти века. Этот период вместил в себя и
творческие поиски, и вынужденные годы
простоя, когда маститого режиссера просто «попросили»
из павильона студии «Союзмультфильм». И —
безуспешные поиски спонсоров и меценатов.
В 1993-м вместе с известными мастерами
российской анимации Андреем Хржановским,
Федором Хитруком и Эдуардом Назаровым он
создает школу-студию «ШАР» и до 1998 года
работает в ней преподавателем.
Режиссер продолжает получать награды за
свои прежние фильмы, сам участвует в работе
конкурсных жюри самых престижных
фестивалей, делится своим опытом с
начинающими мультипликаторами.
Рассказывают такую историю. Однажды на
Высших курсах сценаристов и режиссеров, где
Юрий Норштейн много лет преподавал на
факультете анимационного кино, он