New Page 1
Однажды 1 апреля в одной из
французских газет появилось объявление: «Завтра
состоится распродажа пластинок с записью
спектаклей Марселя Марсо». Наутро в
соответствующих магазинах выстроились
очереди желающих купить пластинку великого
артиста, запечатлевшую искусство тишины…
ПОЭТ ТИШИНЫ
Марсель
Марсо родился 22 марта 1923 года в Страсбурге,
в еврейской семье. Назвали его Исер, но для
друзей он был Маркел (во французском
варианте — Марсель).
О своей матери он рассказывал: «Моя мать
родилась недалеко от Коломыи, —
рассказывал Марсель. — Точнее — в Яблуневе
(Ивано-Франковская область). Звали ее Ханся,
по-французски говорили — Шансья, девичья
фамилия — Верберг... Когда ей исполнилось
восемь лет, семья переехала в Эльзас,
который тогда принадлежал Германии. Именно
там мама повстречалась с моим отцом. А вот я
уже родился в Страсбурге, когда тот опять
стал французским. Вот такая судьба!».
Когда мальчику исполнилось пятнадцать,
семье пришлось бежать уже от немцев. Отцу (он
был шохетом, то есть — резником)
спастись не удалось. Он погиб в Освенциме.
Марсель и его брат Ален избежали депортации,
взяв себе для поддельных паспортов фамилию
наполеоновского генерала — Марсо.
«Страсбург опустел, — вспоминал актер. —
Мои родители вместе со мной отправились на
юг Франции. Я понимал, что война ужасна, и мы
это ощутили на себе. Но в семнадцать лет я
пошел в Сопротивление, а после освобождения
Парижа — вступил во Французскую
национальную армию».
Марселю было двадцать лет, когда он,
благодаря уникальному дару — мгновенно
менять выражение лица и походку —
переправил в Швейцарию и спас более
семидесяти еврейских детей. С риском для
жизни он проходил мимо постового, а тот
всякий раз принимал его за другого человека.
В 1944 году вместе с американскими
солдатами юноша воевал за освобождение
Франции, служил переводчиком генерала де
Голля. В перерывах между сражениями он
выступал перед воинами. Артист хорошо
помнил свое первое большое выступление: «Когда
боевые действия закончились, — рассказывал
он, — я показал несколько пантомимических
номеров трем тысячам американских солдат.
Тогда же появилась и первая рецензия в
газете «Старз энд страйпс».
Так началась его профессиональная
карьера.
«Мой друг спросил меня: «Что ты будешь
делать после войны?». Я ответил: «Заниматься
пантомимой. Я чувствую, что в пантомиме мое
призвание».
Он посещал Школу декоративных искусств в
Лиможе, затем учился в парижском Театре
Сары Бернар у режиссера Шарля Дюллена и
актера Этьена Декру (именно Декру обучил
Марсо искусству пантомимы).
Марсо получил всемирную известность,
создав в 1947 году образ Бипа — белолицего
клоуна в полосатом свитере и потрепанной
шляпе. В ответ на вопрос о поисках образа «маленького
человека», мим сказал, что придумал этого
персонажа по воспоминаниям детства.
Критики нередко отмечали, что в истинном
французе Марсо всегда оставалось что-то от
маленького еврейского мальчика, выросшего
в Страсбурге.
В
1949 году Марсо собрал труппу «Содружество
мимов» — единственный в то время театр
пантомимы в мире. Он работал с ним до 1960 года.
Отдельные сценки Марсо складывал в
спектакли. В качестве продюсера, режиссера
и актера он вместе со своей труппой создал 26
драматических пантомим. В их числе — «Пьеро
с Монмартра», «Три парика», «Ломбард», «14
июля», «Волк Цу-Ку-Ми», «Париж плачет, Париж
смеется» и «Дон Жуан» (по мотивам пьесы
Тирсо де Молины). Была среди этих пантомим и
«Шинель» (по Н.В. Гоголю).
После 1960 года Марсо выступал с сольными
концертами мимических миниатюр и занимался
педагогической деятельностью.
Несколько раз артист приезжал в Советский
Союз и, как это часто бывало с деятелями
культуры, прорывавшимися сквозь железный
занавес, оказал огромное влияние на местные
умы. Ему стали подражать. Своим главным
учителем считал его известный не только в
России, но и за рубежом, талантливый
российский мим Борис Амарантов. Созданный
им образ «Ке-ля-ля» во многом напоминал «Бипа».
Марсо восторженно отзывался об Амарантове
и приглашал его в свой театр… А молодой
тогда артист Сергей Юрский в одном из
спектаклей БДТ, воспользовавшись
пластическим стилем Марселя Марсо,
воплотил образ Адама.
Природа щедро одарила Марселя Марсо
разнообразными художественными
способностями.
«Я долго сомневался, кем стать — мимом или
художником, — признавался Марсо. — Часы
отдыха я провожу за мольбертом. В свое время
написал книгу «История Бипа», которую сам
проиллюстрировал. Она была переведена на
семь языков».
Среди его публикаций — книги рисунков и
сочиненных им стихов с авторскими
иллюстрациями, включая «Балладу о Париже и
мире», «Фантазии Бипа», «Пимпорелло» и «Третий
глаз».
Великий Марсо вдохновил многих артистов и
воспитал множество учеников. С особой
нежностью он относился к израильским
артистам — миму Ханоху Розену и киноактеру
Шайке Офиру, которые учились у мастера в
Париже. Кроме того, с Израилем Марсо
связывали и родственные отношения: много
лет назад на Землю Обетованную приехала из
Германии двоюродная сестра Марселя. В
Израиле она родила дочь, которая стала
впоследствии одной из самых известных
израильских певиц — Ярденну Харази.
На
вопрос о том, отозвалось ли каким-то образом
на его жизни еврейское происхождение,
Марсель Марсо отвечал: «Ребенком я
сталкивался с антисемитизмом. Во время
оккупации Франции моего отца депортировали
и отправили в Освенцим, как многих тысяч
евреев, среди которых могли быть Эйнштейны,
будущие создатели лекарств от рака и СПИДа.
В 1944 году мой отец погиб в концлагере, и я
оплакиваю его. Для мира он — один из
миллионов безымянных страдальцев,
замученных нацистами. А для меня — человек,
которому я посвятил всю свою деятельность».
Марсель Марсо скончался в Париже 23
сентября 2007 года в возрасте 84 лет. Один из
некрологов, опубликованный французским
изданием «20 minutes», был озаглавлен «Марсо
молчалив, как никогда»…
Использованы материалы сайтов: http://news.liga.net/,
http://www.lechaim.ru, http://www.lenta.ru, ru.wikipedia.org/
|