Его называют
Памяти одного из первых командиров еврейской боевой организации (ЛЕХИ), Яиру Штерну посвящается…
ЯИР ШТЕРН: «И ИЗРАИЛЮ БУДЕТ СВЕТЛО»
6 февраля 2005 г. в Израиле пошла традиционная ежегодная церемония
поминовения Авраама (Яира) Штерна, легендарного деятеля еврейского подполья
времен так называемого «английского мандата», когда Британия, вплоть до
провозглашения независимости страны в 1948 году, контролировала территорию
Израиля.
Яир Штерн был одним из первых командиров еврейской боевой организации ЛЕХИ (Лохамей
Херут Исраэль - «Борцы за свободу Израиля»), смелые и решительные действия
которой в 1940-е годы во многом определили решение Лондона отказаться от власти
в Палестине.
Яир резко критиковал принятую в те дни политическую линию официальных органов
еврейской общины в Израиле, предусматривающую борьбу за интересы еврейской
общины в рамках признания «общего дома - Британской империи».
«Штерн, - пишет в своей книге «ЛЕХИ. Борцы за свободу Израиля» Эмануэль Кац,
исследователь жизни и деятельности знаменитого еврейского подпольщика, - первым
четко и во весь голос сказал, что такое - враг. Он же впервые ясно и лаконично
выразил ту политическую истину, о которой до него говорила поэзия и
революционно-сионистская пропаганда туманными намеками. «Враг - это иноземное
иго, - отмечал он. И с этим врагом мы должны бороться не на жизнь, а на смерть,
при любых обстоятельствах и в любой ситуации»
Идеология Лехи, - подчеркивает Кац, - если не считать политических и
идеологических источников, выросла на почве патриотической поэзии Ури-Цви
Гринберга. Писал стихи и Яир Штерн - и в начальный период своего пребывания в
Эрец Исраэль, когда учился в Еврейском Университете, и потом, занимаясь
подпольной деятельностью. Вот одно из них:
Он грядет, он грядет, величайший тот день!
Королевской порфирой палим,
Он в венце голубом неба Родины сень
Коронованный солнцем златым.
Он грядет, он грядет, величайший тот день
Он разрубит неволи ярмо,
Свет свободы рассвет нависшую тень -
И Израилю будет светло.
Он грядет, засверкает мечом, как жезлом
В нем величие царств и спасение в нем.
Но героев-борцов, Его верных рабов,
Кости скроет могильный забвения кров.
(1943 год)
А эта песня, музыку и слова которой написал Яир Штерн, стала гимном
организации «ЛЕХИ»:
БЕЗЫМЯННЫЕ СОЛДАТЫ
Мы солдаты без формы, имен у нас нет,
А вокруг тьма и горе людское.
Мы навеки поклялись хранить наш завет,
Нас лишь смерть может вырвать из строя.
В те багровые дни, крови мук и резни
В непроглядные ночи страдания
В городах, в деревнях мы поднимем одни
Наше гордое знамя восстания.
Не рабы мы, которых согнал страшный бич
Проливать свою кровь на чужбине
Жизнь отдать за народ - вот великий наш клич,
И свободными быть нам отныне.
В те багровые дни...
Да, мы знаем, тернист и опасен наш путь
Впереди нас невзгоды и беды,
Но ни козни врагов, ни тюрьмы мрак и жуть
Нас не сломят в дороге к победе.
В те багровые дни...
Тех из нас, кто в кровавом сраженье падет
Похоронят тайком в тьму ночную.
Но их место множество новых займет,
Чтоб продолжить борьбу роковую.
В те багровые дни...
И слезой матерей, их рыданьем в ночи
Чистой кровью младенцев невинных,
Как цементом скрепим мы тела-кирпичи;
Дом отстроим любимой отчизны.
В те багровые дни...
(Перевод Ицхака Надета)
В 30-40-е годы Яир Штерн, был одним из немногих в еврейской общине Земли
Израиля, кто остро ощущал страшную опасность, надвигающуюся на европейское
еврейство. Рискуя репутацией (его могли назвать «коллаборационистом» и даже - «предателем»),
Штерн налаживал контакты с немецкими властями, пытаясь добиться для евреев
Германии и оккупированных ею стран, разрешения эмигрировать в Палестину.
Примерно за месяц до начала Второй мировой войны, Штерн пишет: «Эцель (как и
Лехи, организация Эцель была в оппозиции по отношению к официальному руководству
Всемирной сионистской организации - прим ред.) борется за восстановление царства
Израиля в Стране Израиля. Страна же Израиля - это та территория, которую займет
весь еврейский народ в будущем. Ее границы он установит мечом тогда, когда
восстановлено будет царство Израиля...
Мы создадим в Эрец-Исраэль свободное
племя, племя воинов и освободителей, которое вырвет из рук чужеземцев Иерусалим
и освободит страну на веки веков... Еще много войн придется пройти нашему народу
прежде, чем освободится он от власти чужеземцев... Поэтому еще многие поколения
еврейских детей будут изучать военное дело, и еще много поколений еврейское
царство будет подобно военному лагерю среди арабской пустыни».
Вот как описывает мучительные размышления Штерна один из его ближайших
соратников Арье Коцер в своей книге «В крови займется заря»: «Мне совершенно
ясно: европейское еврейство будет уничтожено, если мы не придем к соглашению с
Германией. И следует раз и навсегда уяснить для себя, кто наш враг или - кто
наши враги. Какую пользу мы можем извлечь для себя из войны, и против кого из
наших врагов нам воевать, чтобы добиться независимости для нашей страны и спасти
наш народ, все те миллионы евреев, которые находятся сейчас в Европе? Для меня
очевидно, что наш враг - это Британия. Британия могла спасти миллионы наших
братьев! Но также очевидно, что она их не спасет! Напротив, она заинтересована в
их уничтожении. Оно необходимо ей для того, чтобы установить власть арабов в
стране, которая будет послушным орудием в ее руках. Польза от нашей помощи
союзным державам невелика. А для нас же она попросту равна нулю. Поэтому
остается только одно: соглашение с немцами о спасении европейского еврейства.
Немцы могут «очистить» Европу от евреев, переправив их сюда, в Эрец-Исраэль. И
Германия может согласиться на такой вариант, если мы станем воевать против
англичан».
Именно благодаря таким усилиям была спасена еврейская община Данцига. Однако,
когда речь зашла о проведении операции по массовой эмиграции почти миллиона
евреев Венгрии, британский статс-секретарь на Ближнем Востоке, лорд Мойн,
цинично воскликнул, обращаясь к представителям еврейской инициативной группы,
буквально следующее: «Что я буду делать с миллионом евреев?». Операция по
спасению венгерских евреев таким образом была сорвана британскими мандатными
властями. При том, что идею переселения большого числа европейских евреев в
Палестину в те дни безоговорочно поддержали в Берлине. Более того, анализируя
подобные планы, нацистские идеологи четко сформулировали перспективы евреев
Европы: «Либо сионизм (читай - переселение на Землю Израиля), либо - смерть».
25 февраля 1942 года британские солдаты отыскали Яира Штерна на одной из
конспиративных квартир - в доме 8 по улице Мизрахи-Бейт (сегодня - улица Штерн).
Они привязали его к стулу и застрелили выстрелом в спину. В официальном
сообщении британцы написали, что Штерн, якобы, «был застрелен при попытке к
бегству». Яиру Штерну к моменту гибели исполнилось 35 лет.
Незадолго до ареста и гибели, Яиру предлагали укрытие и спасение не только «умеренно-правые»
еврейские организации, но и несколько левых кибуцев, жители которых считались
прямыми идеологическими противниками Штерна - столь велик был авторитет лидера
ЛЕХИ практически во всех слоях еврейской общины. Спасение, однако, предлагалось
ему в обмен на его обещание прекратить подпольную деятельность. Эти предложения
он отверг. Загнанный в угол, он неделями не выходил из укрытия. И, предчувствуя
скорую гибель, написал своим «спасителям»: «Я готов с вами обсуждать лишь наши
совместные акции в борьбе с врагом».
Вскоре после войны стало ясно, что Британия не торопится выполнять собственные
обещания, данные еврейским лидерам и еврейской общине, зафиксированные, в
частности, в Декларации Бальфура (1917-й г.), и не собирается предоставлять
евреям в Палестине независимость и возможность построить собственный
национальный дом. Только тогда многие поняли, что Яир Штерн был прав, видя в
британских мандатных властях главного противника евреев.
Борьба за независимое еврейское государство на еврейской земле вспыхнула с новой
силой. Она шла по двум направлениям: противодействие оккупантам (британским
властям) и противодействие арабам, постоянно угрожавшим еврейской общине
погромам. Организации Яира Штерна, продолжившей свою деятельность и после гибели
лидера, в короткие сроки удалось коренным образом «перевернуть» ситуацию. В
результате арабские погромщики начали панически бояться своих потенциальных
жертв.
Благодаря смелым и решительным действиям членов организации Штерна, в середине
1940-х годов в арабской среде Палестины распространилось мнение о том, что им (арабам)
нужно как можно скорее вернуться в арабские страны, откуда, собственно, и
прибыло в начале 20-го века подавляющее большинство арабских жителей Палестины.
В результате, как отмечают сегодня исследователи, территория нынешнего Израиля
была освобождена от присутствия сотен тысяч пришельцев из арабских стран,
которые представляли прямую военную и политическую угрозу существованию молодого
еврейского государства.
За год до своей гибели Штерн опубликовал декларацию принципов, и по сей день не
утративших остроту и актуальность. Эти принципы («Принципы Возрождения»), за
которые он боролся и отдал жизнь, в дальнейшем стали идеологической и
политической основой организации ЛЕХИ.
Вот их текст (дается в сокращении):
ПРИНЦИПЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Народ
Еврейский народ - народ, обладающий традицией героизма и самоотверженности,
любовью к жизни и выносливостью. И это - благодаря своим духовным ценностям и
уверенности в грядущем Избавлении.
2. Родина
Нашей Родиной является Эрец Исраэль, в границах, установленных Торой («И
потомству твоему дал Я эту страну, от реки Египетской до великой реки, реки
Евфрата» - Берешит, гл. 15, ст. 18). В стране этой будет жить в безопасности
весь еврейский народ.
3. Народ и Родина
Еврейский народ завоевал Эрец-Исраэль в войнах. Здесь он стал нацией, и только
здесь предстоит ему возродиться. Поэтому у еврейского народа, и только у него,
есть право на Эрец Исраэль. Право это неоспоримо - еврейский народ его не
лишился и не лишится никогда.
4. Цели
а) освобождение страны;
б) возрождение государственности;
в) возрождение нации: не может быть возрождения государственности без
освобождения страны, как не может быть возрождения нации без возрождения
государственности.
5. Воспитание
Воспитание народа в духе любви к свободе и верности вечным национальным
ценностям. Укрепление в сердцах веры в то, что судьба народа зависит от каждого
из нас. Необходимо возродить осознание того, что «Меч и Книга даны были с Небес
- вместе» (Мидраш Ваикра Раба, гл. 35).
6. Единство
Объединение всего народа под знаменем еврейского освободительного движения.
Использование в борьбе за освобождение энергии, общественного положения и
талантов отдельных лиц, а также преданности, воодушевления и революционного
пафоса масс.
7. Союзы
Заключение союзов с каждым, кто заинтересован в успехе борьбы нашей организации
и готов оказать ей помощь.
8. Сила
Усиление военной мощи на Родине и в диаспоре, в подполье и в казармах, с тем,
чтобы в конечном итоге создать еврейскую освободительную армию с собственными
командирами и со своим знаменем.
9. Война
Постоянная война со всеми, кто препятствует достижению цели.
10. Завоевание
Завоевание отчизны с помощью военной силы и освобождение ее от иностранного
господства на веки вечные.
11. Власть
Возобновление еврейской власти во всей освобожденной стране.
12. Справедливый режим
Установление общественного строя в духе еврейской морали и справедливости,
указанной нам пророками. При этом режиме не будет голода и безработицы. При нем
будут жить в дружбе и взаимном уважении все сыны нашего народа, что явится
знамением и примером для всех народов Земли.
13. Возрождение пустыни
Восстановление разрушенной страны и возрождение пустыни - основа для приема
миллионов репатриантов и обеспечения им достойного существования.
14. Чужеземцы
Решение этой проблемы путем обмена населением.
15. Возвращение рассеянных
Все евреи диаспоры должны собраться в еврейском государстве.
16. Могущество
Превращение еврейского государства в важнейший военный, политический, культурный
и экономический фактор на Востоке и во всем Средиземноморье.
17. Культурное возрождение
Возрождение иврита в качестве разговорного языка всего еврейского народа,
восстановление исторической культурной самостоятельности народа.
18. Храм
Строительство Третьего Храма - символа полного избавления.
17 сентября 1948 года убит представитель ООН граф Бернадот, проезжая в машине по
одной из улиц Иерусалима, города, который он так стремился оторвать от
еврейского народа.
Временное правительство государства Израиля отреагировало на это убийство быстро
и энергично. Были изданы чрезвычайные законы военного времени - даже более
суровые, чем во времена англичан. Организация Лехи объявлена «террористической»,
сотни ее участников арестованы и отправлены в тюрьмы. Так Лехи прекратила свое
существование…
«Было в его облике что-то оставляющее неизгладимое впечатление на каждого, кто
встречался с ним, - пишет о Яире Штерне д-р Й-Г. Евин. - В его голосе всегда
отражалась его глубина и сосредоточенность… Но главное - была в нем необычайная,
совершенно исключительная серьезность. Каждый, кому довелось слушать его,
убеждался, что человек этот относится к тому, что он говорит, с большой
серьезностью. И если он произносил: «Мы готовы пожертвовать собой», ясно было,
что это не пустая фраза…».
В стихах Яира ярко выражены черты его характера. Сквозь них отчетливо проступает
образ необыкновенного, талантливого и преданного своему народу человека.
Вспоминая о нем, еще раз вслушаемся в его поэзию:
Я знаю: будет
день, а, может, вечер,
Когда паду в бою я, умирая,
И вкруг меня сойдутся хищной стаей:
Пустыня, смерть и зной последней встречи.
Но ужас смерти будет мне неведом,
А зной пустыни оживет прохладой,
Когда глаза мои над смертной бездной ада,
Увидят факельные отсветы победы.
1934 г.
|