Его называют
К своему 90-летию замечательный
актер Театра «Армии» Владимир Зельдин
написал книгу «Моя профессия - Дон-Кихот»,
которую очень скоро выпустит в свет одно из
московских издательств. Дав книге такое
название, автор метафорически точно
выразил свое жизненное кредо :
человеческую позицию,
собственные устремления, отношение к людям…
ПРОФЕССИЯ - ДОН-КИХОТ
Не
будем говорить о книге - заинтересованный
читатель прочтет ее, когда она выйдет в свет.
Не будет здесь речи и о творческом вечере,
знаменующем памятную дату. И, прежде всего,
потому, что свой юбилей Владимир Зельдин
отметил «в строю», на сцене театра -
премьерой спектакля «Человек из Ламанчи».
Впрочем, это, конечно же, не рядовой
спектакль. Он изначально поставлен
специально «под Зельдина», ибо задуман как
актерский бенефис. Это - мюзикл, в котором
артист, перевоплощаясь из Дон-Кихота в
автора пьесы, Сервантеса, и снова - в Дон
Кихота, демонстрирует публике
многогранность своего артистического
таланта. Он мастерски создает
драматические образы, с присущими ему
изяществом и легкостью танцует, почти
нетронутым годами голосом поет.
Надо сказать, что этот (2005) год для
Владимира Михайловича Зельдина - год двух
юбилеев. Второй юбилей - 60 лет работы на
сцене Театра Российской Армии (прежде -
Театр советской Армии) в Москве, которому он
никогда не изменял. Если не считать, конечно,
киносъемок. Впрочем, его кино-карьера
началась раньше театральной…
Владимира Михайловича Зельдина знают и
обожают несколько поколений российских
любителей театра и кино. Поистине
всенародная известность и слава пришли к
нему еще «на заре его туманной юности»,
когда он снялся в популярном в свое время
фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух»
(1941 г.).
А начиналось все, как обычно бывает, со
счастливого стечения обстоятельств.
В 1938
году Владимир Зельдин, выпускник
московского театрального училища,
устроился актером в Центральный театр
транспорта (теперь - театр Гоголя). Там он
играл артиллериста Николая в пьесе
Афиногенова «Вторые пути» и пограничника
Гоглидзе в спектакле «Генеральный консул» (по
пьесе братьев Тур и Шейнина). В роли грузина-пограничника
и увидел его на сцене ассистент Пырьева. И
пригласил на пробы, проча на главную роль
лирического плана. Основная сложность этой
роли заключалась в том,
что играть надо было не просто
влюбленного, но - темпераментного,
обуреваемого страстями горца,
пастуха Мусаиба Гатуева.
Молодой артист сразу понравился Пырьеву.
Но его терзали сомнения. Необычайно
требовательный к себе и к другим режиссер
параллельно пробовал на эту роль «натуральных»
кавказцев. Конкуренты усердно репетировали,
а Пырьев, хотя симпатии его были на стороне
Зельдина, никак не мог решить, кому же
отдать роль Мусаиба. В конце концов, он
пригласил в просмотровый зал женскую часть
съемочной группы и показал пробы.
Представительницы прекрасного пола
единодушно предпочли Зельдина.
За пробами последовали съемки. Для
эпизода погони, где горец должен скакать на
коне по извилистой и крутой горной дороге,
Зельдину предложили дублера. Но он
отказался, знаменитую сцену сыграл сам.
Выяснилось, что он - отличный, вполне
профессиональный наездник, что у него
даже
есть диплом «ворошиловского всадника». В
1935-м Владимир окончил кавалерийское
училище и упражнялся в искусстве верховой
езды в Манеже на Поварской улице.
Съемки начались в апреле 1941 года, в
Кабардино-Балкарии. А в июне - война. Вся
съемочная группа отправилась в Москву,
мужчины явились на районные призывные
пункты и их тут же призвали в армию. Сам
Пырьев пошел на фронт добровольцем. А
Зельдина послали в танковую школу.
Но танкистом он так и не стал. Не прошло и
месяца, как его и остальных участников
съемок отозвали из военных частей для
продолжения съемок «необходимого стране в
этот грозный час» фильма. Оказалось, что у
артистов - «своя война». Кадры на
сельскохозяйственной выставке снимали в
две смены, нередко - под завывание вражеских
бомбежек. Прямо с «Мосфильма» люди уходили
на фронт. Их провожали до ворот. Многие,
занятые в картине артисты не могли сдержать
слез. Пырьев сердился. В самом деле, лента «Свинарка
и пастух» - светлая, радостная. Как снимать,
если у исполнителей глаза красные?
Позднее Зельдин снялся и в другом фильме
Пырьева - «Сказание о земле Сибирской» (1947 г.).
И это стало для молодого артиста «путевкой
в жизнь». Пырьев сумел разглядеть в
даровании этого актера огромный,
неистощимый потенциал. И дал ему роль с иным
«амплуа». Вместо простого, отрытого до
наивности, восторженного пастуха перед
зрителем предстал сконцентрированный на
себе интеллигент, со сложным, глубоким и
противоречивым внутренним миром - пианист
Борис Оленичев. Зельдин успешно справился и
с этой ролью, после чего за ним закрепилась
слава актера, который «может сыграть все».
И в
самом деле, его роли в кино чрезвычайно
разноплановы: от положительных героев - до
отпетых негодяев. На его счету - более
тридцати фильмов. В возрасте 86-ти лет он
снялся в картине «Классик» (2001 г.).
Надо сказать, что Зельдин не принадлежит к
числу актеров, которые с детства были «отмечены
драматической музой».
Родился он 10 февраля 1915 года в маленьком
провинциальном российском городке
Тамбовской губернии под названием Козлов (ныне
- Мичуринск). В семье музыкантов.
Его отец окончил Московскую
консерваторию. Кроме Владимира в семье было
еще трое детей. И всех учили музыке.
Владимир играл на скрипке, на рояле и на
трубе. Родители устраивали в доме
музыкальные вечера. Дети пели, читали стихи…
Он рос в Твери, где семья Зельдиных
поселилась в 1919 году. Там, в Твери, отец
создал музыкальную школу. А потом, в 1924 году,
они переехали в Москву. Столица ошеломила
девятилетнего мальчика непрекращающимся
перестуком копыт (основным транспортом в те
времена были извозчики) под аккомпанемент
трамвайных звонков.
В 12 лет Зельдин увлекся балетом. Настолько,
что решил поступать в хореографическое
училище Большого театра. Отец
категорически возражал. Возможно, именно он
повлиял на исход событий - Володю не приняли
«по состоянию здоровья».
В годы его юности самой модной считалась
профессия военного. Мечта о балете уступила
место в его душе веяниям времени. Владимир
видит себя курсантом военно-морского
училища. Но сбыться и этим стремлениям - не
суждено. В 1929-м, когда Владимиру было 14 лет,
умирает его отец. Старинный друг отца,
дирижер Николаевский устраивает ему «подработку»
- в оркестр Высшей пограничной школы,
которым он тогда руководил.
Окончив школу, юноша идет на завод
учеником слесаря. Однако такой поворот
событий его не удовлетворяет. Как-то раз,
гуляя по Москве, он обращает внимание на
объявление о приеме в театральное училище
при Театре МОСПС (ныне - театр Моссовета). Не
раздумывая, он решает сделать попытку.
Особенно на успех он не рассчитывал и
потому на собеседовании почти не
волновался, держался раскованно. И был
зачислен в студенты. Так Зельдин вышел на
главную в своей жизни дорогу…
Еще до войны, все в том же 41-м, когда полным
ходом шли съемки фильма «Свинарка и пастух»
Владимира Зельдина взяли на работу в Театр
Красной Армии. Но стоящих ролей в тот период
для него не нашлось. Он играл лишь в
эпизодах. Когда наступили военные времена,
театр эвакуировали в Свердловск, а Зельдина
уволили - он не был занят в репертуарных
спектаклях.
В этот театр Зельдин вернулся лишь в 45-м.
Теперь уже - навсегда. В те годы театр
возглавлял Алексей Дмитриевич Попов -
неординарных способностей артист,
уникальный в своем роде режиссер, хороший
педагог. Служить под его началом Зельдин
почитал за особую честь. Его привлекала
теплая атмосфера, царившая в этом
театральном коллективе. И при Попове, да и
потом, закулисные интриги здесь не
поощрялись.
Настоящая «карьера» Зельдина в Театре
Красной Армии началась с того, что его
пригласили на роль Альдемаро в спектакле «Учитель
танцев» (по пьесе Лопе де Вега), который
ставил тогда режиссер Владимир Канцель. Ему
предстояло играть человека другой эпохи,
других географических широт, с иным
отношением к жизни. Задача - нелегкая.
Премьера спектакля состоялась в 1946 году.
И снова -
головокружительный успех. Изящный, «аристократичный»
красавец Альдемаро сразу же покорил
публику. Зельдину удалось совершенно
естественно воссоздать образ учителя
танцев. На протяжении нескольких
десятилетий он был непревзойденным
Альдемаро. И выходил в этой роли на сцену
более тысячи раз. И оставил ее лишь когда
ему перевалило за пятьдесят.
Потом было много интересных ролей. Были
спектакли драматические, были музыкальные,
в которых артист пел и танцевал.
Перечислить все его роли может позволить
себе лишь монографическое издание.
Но и по
сей день Владимир Михайлович считает, что «Учитель
танцев» - его самый большой сценический
успех.
Впрочем, сегодня у Альдемаро появился,
похоже, серьезный «конкурент». К роли Дон-Кихота
в пьесе «Человек из Ламанчи» (постановка
Юлия Гусмана) Зельдин относится с особым
пристрастием, утверждая, что это -
необычайно «современный» и своевременный
спектакль.
Рыцарь по натуре, Зельдин легко и
естественно входит в жизнь средневекового
персонажа. И не только потому, что он -
талантлив и способен «сыграть все». Но и
потому, что находит с этим героем духовное
родство. Ведь главные черты Дон-Кихота -
истинное благородство, готовность защитить
других, прийти на помощь, пусть даже себе в
ущерб. Таков и сам Владимир Михайлович.
Он и в молодости был как будто бы «не от
мира сего». Меньше всего его занимали «мелочи
быта». Коллеги по театру рассказывают, что в
послевоенные годы актерам раздали
маленькие участочки под Москвой. Все
огородничали, сажали картошку, морковь.
Время было голодное. И только Зельдин
приезжал «на дачу» элегантный, в светлом
плаще, и просто любовался природой или
поливал зеленую травку и цветы.
- Если бы у меня были деньги, - говорит
артист, - Я построил бы детские дома, помог
бы старикам, пенсионерам…
Приведем здесь и такой весьма
красноречивый факт. Будучи председателем
профсоюзной организации театра, многим
артистам он
«выбил» хорошие квартиры. А сам (с его-то
известностью!) до женитьбы вообще жил в
гримерной. Затем (довольно долго) скитался
по гостиницам и только потом, благодаря
чьим-то хлопотам, получил крохотную
двухкомнатную «малометражку». Там и живет
до сих пор.
- Я погружен в этот материал, - признается
Владимир Михайлович, говоря о Дон-Кихоте, -
живу в его мире, его отношением к жизни, к
человеку. Более того, все события, которые
вокруг происходят - и негативные и
позитивные - я рассматриваю через призму
Дон-Кихота. Мой герой произносит такие
слова: «Не называй своим ничего, кроме своей
души». Или еще: «Люби не то, что ты есть, а то,
каким хочешь и можешь стать. Станет все то,
что жалко отдать, обузою на пути. Помочь
торопись человеку, Рыцарь Прямых Дорог!». С
этими словами я обращаюсь в зал и знаю, что в
наше жестокое время они нужны современной
аудитории, людям, которые запутались в
самых элементарных человеческих понятиях -
честь, долг, совесть, порядочность... Я не
выступаю на собраниях и не участвую в
митингах. То, что меня действительно
волнует, я в этом спектакле произношу со
сцены. Мне очень легко все это произносить -
искренне, с темпераментом, с сердцем. Я
надеюсь, что покидая театр, люди начинают
рассуждать, размышлять над тем, как жить нам
сегодня…
Спектакль «Человек из Ламанчи» говорит,
как написал о нем один из критиков в своей
рецензии, «о человечности, доброте и
красоте, он говорит о любви, о милосердии».
То есть обо всем, что близко сердцу
Владимира Михайловича Зельдина.
- Главное в жизни - доброта, сострадание,
любовь, - продолжает он. - Мне кажется, это
обязательно нужно в себе сохранить…
Настоящее счастье - это возможность сделать
другому человеку добро и увидеть его улыбку.
Жизнь дана не для того, чтобы обратиться в
камень, а для того, чтобы созидать,
сострадать, понять боль другого человека
как свою боль. Вот что главное в
человеческой жизни…
Премьерный «прогон» спектакля «Человек
из Ламанчи» состоялся в декабре 2004 года.
Теперь уже совершенно ясно - он состоялся. А
Зельдин уже устремлен к покорению новых
вершин, начинает работать над предложенной
ему ролью фельдмаршала Кутузова…
При подготовке
текста использованы материалы сайтов: http://nashekino.ru;
http://rosvesty.ru; http://www.redstar.ru
и др.
|