Его называют
Самый остроумный писатель. Остроумнее не было, - напишет об
Илье Ильфе сатирик Михаил Жванецкий, - Это - соединение ума и настроения…
СОЕДИНЕНИЕ УМА И НАСТРОЕНИЯ
Илья Арнольдович
Файнзильберг родился 15 октября 1897 в Одессе. Придумал себе псевдоним из первых
букв имени и фамилии - Илья Ильф.
Окончив техническую школу, начал трудовую деятельность, часто меняя место
работы: чертежное бюро, телефонная станция, авиационный завод.
В 1923-м становится профессиональным литератором.
В 1925-м происходит знакомство будущих соавторов (Ильфа с Евгением Петровым),
но вместе они начинают писать только через год.
Первой значительной совместной работой Ильфа и Петрова стал роман «Двенадцать
стульев».
В 1931-м издан второй роман Ильфа и Петрова - «Золотой теленок». Книга была
одобрена тепло встреченный критикой и получила восторженные отзывы М.Горького,
А.Зощенко, А.Барбюса.
В 1935 году писатели совершили путешествие в США. Результат этой поездки -
книга «Одноэтажная Америка».
Во время путешествия обострилась болезнь Ильфа (туберкулез легких). Он
скончался 13 апреля 1937 года.
На целый период увлечение Ильфа фотографией поглотило его настолько, что в
конце 1929-го работу над вторым романом, по словам Петрова, по этой причине
пришлось отложить на целый год.
К фотографическому делу, Ильф, судя по его записям (например: "Боты.
Пасмурно. 111/2 часов. С подсвечиванием издалека. 100 ватт. 1 сек."), относился
очень добросовестно. Постоянно фотографируя, он достиг в этом профессионального
уровня. В оставленном им фото-архиве - портреты друзей и знакомых Ильфа.
Писатели, художники, журналисты: Евг. Петров, В. Катаев, М. Булгаков, В. Нарбут,
Б. Левин, М. Вольпин, А. Козачинский, К. Ротов и т.д. Здесь же их жены в шляпках
с вуалькой и платьях с «хвостами». Натюрморты - «с галстуками», с чайником «в
ракурсе» и фетровыми ботами. С не меньшим увлечением Ильф снимал московские
пейзажи, уличные сценки :
прохожие, играющие у Кремлевской стены дети, продавец воздушных шаров, конная
милиция, красноармейцы, отправляющиеся в лыжный поход... Мы видим Маяковского на
балконе дома и его похороны.
Однажды Ильфу
по его просьбе в какой-то редакции подарили громадную бухгалтерскую книгу с
толстой блестящей бумагой, разграфленной красными и синими линиями. Эта книга
ему очень понравилась. Он без конца открывал ее и закрывал, внимательно
рассматривал и говорил: «Здесь должно быть записано все. Книга жизни. Вот тут,
справа, смешные фамилии и мелкие подробности. Слева - сюжеты, идеи и мысли...».
В результате многие его мысли пережили поколения и ,
думаем,
переживут еще.
Вот некоторые из них:
Тот не шахматист, кто, проиграв партию, не заявляет, что у него было
выигрышное положение.
Жить на такой планете
-
только терять время!
Не надо бороться за чистоту, надо подметать!
Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, у кого ты украл эту книгу.
Если читатель не знает писателя, то виноват в этом писатель, а не читатель.
Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут
одинаково и даже одним почерком.
Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой
любви.
Еще ни один пешеход не задавил автомобиля, тем не менее,
недовольны почему-то автомобилисты.
Автомобиль
-
не роскошь, а средство передвижения.
Финансовая пропасть
-
самая глубокая из всех пропастей, в нее можно падать всю жизнь.
Если человек глуп, то это надолго. Если же человек дурак, то
это уж навсегда, на всю жизнь.
Тут уж ничего не поможет.
Известный сатирик Михаил Жванецкий написал о нем так:
Сто лет Ильфу. Из них он сорок прожил. Самый остроумный писатель. Были
глубже.
Были трагичнее. Остроумнее не было. Это у него не шутки. Это не репризы.
Это состояние духа и мозгов. Это соединение ума и настроения.
И наблюдательности. И знания. Лучше, чем он, не скажешь.
Каждая строка - формула.
«12
стульев» -
учебник юмора.
Чтобы избавиться от перечитывания
-
лучше выучить наизусть.
Мы и знали наизусть. Мы и знали наизусть. Говорят трагедия выше.
Это говорят сами исполнители. Может быть. Может быть.
Но ее не знают наизусть. Говорят,
юмор стареет.
Может быть. Кстати, кто это все говорит? Надо бы выяснить. Времени нет.
Как скажут - «общеизвестно»
- так и
хочется выяснить.
Бросить все и выяснить. Впрочем,
тех, кому это общеизвестно,
тоже мало осталось.
Может быть,
бессмертная комедия выше бессмертной трагедии? Может быть.
То, что она полезнее для здоровья,
общеизвестно.
Время все расставит. Но свидетелей уже не будет.
Наш характер хорошо смотрится и в комедии и в трагедии.
И ту и другую он создает сам. Одновременно.
Отсюда и выражение «смех сквозь слезы».
Как хотелось избавиться от слез. Не получилось у Ильи Арнольдовича.
Получилось лучше. Давно умер. А такого больше нет.
Что в ней, в этой Одессе?
Одесса 23
сентября 1997 г. |
При подготовке статьи использованы материалы сайтов:
http://ng.ru, www.tpuh.narod.ru,
www;klassno.com.
|