Его называют
О творчестве Маршака написаны
книги, немалое количество статей и
диссертаций. Только в Интернете, например,
сообщения о нем размещены на 778 сайтах. И все
же для широкого круга читателей и
поклонников его творчества многое еще
остается малоизвестным или вообще -
неизвестным …
САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
МАРШАК.
МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ
… А
сами вы читаете Талмуд? Не представляю
жизнь без этой книги. Есть в ней такие слова:
"Человек приходит в мир со сжатыми
ладонями, и как бы говорит: весь мир мой, а
уходит из него с открытыми ладонями, и как
бы говорит: смотрите, я ничего не беру с
собой".
(С.Маршак)
В
Советской энциклопедии сказано: «Маршак
(1887-1964) - русский, советский поэт, классик
советской детской литературы (стихи, сказки,
пьесы). Автор философских стихов,
лирических эпиграмм, антифашистской сатиры,
переводчик Бернса, Шекспира, Блейка, сказок
разных народов и т.д. Маршак-переводчик
обогатил русскую советскую поэзию
классическими переводами сонетов У.Шекспира,
песен и баллад Р.Бёрнса, У.Блейка, У.Вордсворта,
Дж.Китса, Р.Киплинга, Э.Лира, А.Милна,
украинских, белорусских, литовских,
армянских и других
поэтов…».
И мало кто знал, что «закрытым» долгое
время оставался целый пласт жизни Самуила
Яковлевича. Лишь недавно появились
исследования, которые открывают другого
Маршака.
Он происходил из древнего еврейского рода
Учителей Торы и Талмуда, исследователей
еврейских источников. Писать начал рано.
Стихотворения 15-летнего Маршака
публиковали в журнале "Еврейская жизнь".
Он переводил еврейские стихи, перевел и Шир
а-Ширим ("Песнь песней").
Юный Маршак - активист еврейских
благотворительных организаций. Он
переводит гимн еврейского рабочего
движения.
Совсем недавно на Первом канале России в
цикле передач «Гении и злодеи уходящей
эпохи» вышел на экран документальный фильм
о Самуиле Маршаке. Как гениальный автор
детской книжки «Кошкин дом» и других
стихотворных произведений для детей, он
известен всем. Но в творчестве поэта была
иная, еврейско-библейская тема, о которой и
рассказывается в телефильме.
Немногие при его жизни знали, что Маршак
был автором таких сионистских стихов:
Снится мне: в родную землю
Мы войдем в огнях заката
Запыленную одеждой,
Замедленную стопой.
И войдя в святые стены,
Подойдя к Ерусалиму,
Мы безмолвно на коленях,
Этот день благословим.
Эти стихи были написаны Самуилом
Яковлевичем за несколько лет до его поездки
в Палестину. Поездку в воспетые им края он,
как корреспондент, осуществил в 1912 году. Под
влиянием увиденного он создал цикл стихов
под общим названием "Палестина".
Первую известность 15-летнему Маршаку
принесла «Кантата в память Антокольского».
Стихи к «Кантате» были написаны юным поэтом
по просьбе Владимира Васильевича Стасова,
музыку сочинили А.К. Глазунов и А.К. Лядов.
Стасов славился своим умением находить
таланты. Он и сыграл решающую роль в судьбе
Маршака.
В 1904 году на даче у Стасова Маршак
знакомится с всемирно известным певцом Ф.
Шаляпиным, композитором А. Глазуновым,
художником И. Репиным, скульптором И.
Гинцбург, с писателем М. Горьким. Максим
Горький обратил внимание на слабое
здоровье поэта, которому, с его точки зрения,
был необходим южный климат, и предложил
Маршаку пожить у него в Крыму, на берегу
Черного моря. Целый год провел Маршак у
Пешковых в Ялте.
Стихи "Памяти Антокольского..."
явились как бы предисловием к следующему
стихотворению Маршака - "Над открытой
могилой", которое он посвятил памяти "отца
сионизма" д-ра Теодора Герцля. В то время
Маршаку не было еще и семнадцати лет.
Преданье я слыхал: в разгаре боя
Могучий вождь упал,
И близкие к нему узрели смерть героя -
Их трепет обуял!..
Обращение
Маршака к образу Моше (Моисея), а, по сути - к
теме народного Спасителя не было случайным.
Вот что он писал В.В.Стасову: "Сейчас я
получил известие о страшных погромах в
Смоленске, Полоцке, Невеле. Что-то будет?
Ведь евреям и обороняться нельзя! Ужас".
Первая написанная им книга - "Сиониды".
И вот - 1949 год. В горкоме партии отчитывают
руководство издательства. Разговор - о
Самуиле Маршаке. "Посмотрите на его
истинное лицо!" - с пафосом произносит
докладчик. И бросает на стол
дореволюционное издание книжечки с
надписью: Самуил Маршак. "Сиониды".
Нелегкими стали для Маршака годы "борьбы
с космополитизмом". Вначале 50-х в
центральной печати был опубликован
политический памфлет о "евреизации"
русской детской литературы и о том, что этот
"стиль" создали С.Маршак, А.Барто и Л.Кассиль...
Поэт, чьи стихи, написанные в начале 20-го
века, одобрили Александр Блок и Анна
Ахматова, а позже - Марина Цветаева, был
вправе написать в конце жизни такие стихи:
Я думал, чувствовал, я жил
И все, что мог, постиг.
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг...
Использованы материалы сайтов, в
том числе: www.hesed.ru; www.sem40.ru
|