Его называют
Сегодня это вспоминается как забавное приключение, а тогда было страшно, -
признается Иешаягу Гирш, рассказывая об одном из эпизодов из своего прошлого.
Живя в Израиле, этот человек посвятил свою жизнь российским евреям. Он
добывал деньги и посылал в Москву эмиссаров…
ЭМИССАР ИЗ ЛОНДОНА ИЛИ ОШИБКА РЕЗИДЕНТА
Анна Файн
Чистые нетанийские волны за балконной решеткой делятся цветом с просторной
гостиной. Ковер, стол и стулья, диванные подушки - все переливается зелеными и
голубыми оттенками моря. И все говорит о вкусе и образе жизни хозяина -
немолодого, худощавого человека в кипе, с рыжеватой бородкой. Этот человек
посвятил себя русским евреям. Когда-то он высылал тайных эмиссаров, готовил их к
миссии, с небольшой группой соратников добывал деньги, налаживал связи.
Секретные агенты Гирша везли в Москву Тору, недоступную для советских евреев.
Тонкие пальцы ювелира укладывали в туго набитые чемоданы агентов книги,
мезузы и тфиллин, кашерную еду - еще и еще. Чем больше, тем лучше.
"Только не возвращайтесь с полными чемоданами, - наставлял он их, - назад вы
привозите только грязное белье!". За годы работы в тайном ордене
RRJ
Иешаягу Гирш прекрасно научился упаковывать чемоданы…
- Скажите, Шай, как Вам пришло в голову отправиться в далекую Москву помогать
тамошним евреям? Где Москва и где Вы?
- Идея пришла не мне, а Сохнуту. Один из работников Еврейского Агентства, наш
знакомый, обратился к моей жене. Она у меня "англичанка", блондинка. Думали, что
в Москве никто не примет ее за еврейку. Но жена сказала, что у нас в семье
решения принимаю я, - непреклонное лицо Гирша не
оставляет
никаких сомнений в правдивости ее слов, - и я решил поехать сам.
- Когда это было?
В 1980 году. Я отправился не один, а с товарищем. "Отказник" Юлий Кошаровский
"запустил" меня в еврейские круги. Я познакомился с Элиягу Эссасом, Дашевским,
Кара-Ивановым. Мы поняли, что в Москве много евреев, которым нужна наша помощь.
Я побывал на нескольких подпольных свадебных церемониях, видел нелегальные уроки
Торы, еврейские детские сады на частных квартирах. Мы решили, что нужно не
просто оказывать моральную поддержку по телефону, но - посылать людей. И через
шесть месяцев приехал первый эмиссар.
- Кого Вы посылали в Москву?
- Мы отправляли раввинов, учителей Торы. И врачей, детских врачей и
терапевтов. Лучше всех работали женщины. Мы подготовили множество религиозных
еврейских женщин, и они обучали московских евреек соблюдению заповедей.
- Зачем нужны были врачи?
- "Отказники" не доверяли советским врачам и их диагнозам. Однажды мы
забросили в Москву педиатра. Он осмотрел за один день десятки детей. Наши друзья
организовали две частные квартиры. Быстро распространился слух, что приехал
врач, пришло множество людей. Вот у меня тут на фотографии, благословенной
памяти, доктор Фридман.
Я рассматриваю фотографии в тяжелом, сине-зеленом, как море, альбоме. Бледное
дитя авитаминозной московской зимы лежит на диване, белый животик выделяется на
фоне яркого пледа. Доктор Фридман подносит к детской груди фонендоскоп и
ободряюще улыбается.
- Каждые две недели мы отправляли двух посланников. Всего
их было
двести пятьдесят. Так продолжалось до 1990 года. Некоторые побывали в Москве
несколько раз. Мы обратились к раву Ханоху Эрентрою из Манчестера, и он нам
помог. 95 процентов евреев из тех, кого мы обучали в те годы, сегодня живут в
Израиле. Я думаю, мы работали даже лучше Сохнута!
- КГБ вам не мешал? Вы, наверное, приезжали по линии "Интуриста"?
- Да, наших людей принимал "Интурист", и гиды строго следили за всеми. Но
каждый вечер они разыгрывали то головную боль, то внезапный приступ какой-нибудь
болезни, - оставались в гостинице, и, вместо Большого театра, шли преподавать
Тору.
КГБ помешал мне один раз. Во время второго визита они задержали меня в лифте
и отвели на верхний этаж гостиницы "Космос". Там у них был оборудован кабинет.
Они сказали: "Мы не хотим, чтобы вы оставались здесь. Вы сегодня же летите в
Англию". Я ответил: "Это невозможно. Сегодня пятница, я не успею вернуться домой
до субботы". "Это ваша проблема, а не наша". И я улетел. Даян Эрентрой снял
комнату в гостинице рядом с лондонским аэропортом. Там я провел шаббат, и моя
жена пришла ко мне. Сегодня это вспоминается как забавное приключение, а тогда
было страшно. И часто бывало - идешь по Москве и чувствуешь: кто-то все время
следует за тобой. Или сидишь в номере - то дверь приоткроется, то постучат в
окно...
- Как Вы справлялись с такого рода трудностями?
- Я очень хорошо готовил своих людей к поездке. Никто из них не попал в
"историю". Но я сам допустил серьезную ошибку. Сначала я приезжал из Англии с
английским паспортом. После того, как меня задержали, решил, что теперь я
"персона нон грата", и въехал по немецкому, я ведь родился в Германии. Меня
задержали уже в аэропорту, привели в большую комнату. Я увидел множество людей в
черных пиджаках... Они тут же спросили: "Где ваш английский паспорт? Почему вы
приезжаете то с английским, то с немецким?". Видно, они приняли меня за
шпиона. Я рассказал им про двойное гражданство, но они ничего не поняли.
По-моему, тогда в России просто не знали, что такое двойное гражданство. Они
задали множество вопросов, хотели запутать. Я сказал прямо: "Мне нужно видеть
стариков из синагоги на улице Архипова. Я бывал в Москве несколько раз, у меня
здесь знакомые". Они допрашивали меня полтора часа. Впрочем, эту историю я
расскажу подробно в книге, которую пишу сейчас. Она - о московских евреях и
нашей организации.
- Что вас больше всего поразило в Москве?
- Люди, конечно, люди. Мне даже трудно объяснить, какими они были. Элиягу
Эссас уже тогда был для многих равом. Я общался с хаббадниками и с группой
Дашевского, но больше всего - с друзьями Элиягу Эссаса. Неожиданно для нас в
советской Москве наши посланники увидели еврейскую жизнь - и не просто
существование в черно-белых тонах, но все цвета, все оттенки! Вначале нам было
трудно понять их. И я посылал разных людей - не только раввинов
с
окладистыми бородами, но просто евреев - всех, кто умеет объяснять, преподавать.
На Пурим и Хануку мы отправляли молодежь - устраивать общественные праздники.
Моя дочь тоже съездила. Да и будущий зять тоже.
- Вы родились в Германии. Это интересное начало для биографии. Расскажите о
себе.
- Я родился в 1935 году. Мы оставили Германию в 1936-м и поселились в
Бельгии. Мой отец думал, что Германия, с ее нацизмом, погромами, преследованиями
евреев, осталась далеко от нас. И вдруг в 1939 году нацисты пришли в Бельгию! И
все-таки мы выжили и оставались там до 1951 года. А потом перебрались в Лондон -
к нашим родственникам. Да, мы выжили, но в школу я впервые пошел только после
войны, в 1945 году. Мне уже было десять лет. Когда я вырос, приехал в Израиль.
Прожил несколько лет в киббуце. Хотел пойти в израильскую армию, но тогда это
было невозможно из-за британского гражданства. Я вернулся в Англию, встретил мою
жену. Сегодня у меня пять с половиной внуков - дочь ждет ребенка. Большая семья.
Теперь я приехал в Израиль насовсем.
- Как называлась ваша организация?
- Почему "называлась"? Она и теперь существует.
RRJ - Russian Religious
Jews. "Русские
религиозные евреи". Я на пенсии, но мы помогаем евреям из России здесь, в
Нетании. Кружки изучения Торы, социальная работа. Мы оказываем добровольную
помощь армии и полиции - патрулируем город.
- Ваши нынешние подопечные чем-то отличаются от тогдашних?
- Да, конечно. Тогда у нас был общий язык - иврит. А те, кто приезжают
сейчас, иврита не знают, впервые слышат его уже в Израиле.
- Наверное, среди них много неевреев?
- У нас в Нетании есть курсы гиюра. Интерес к Торе и еврейской
традиции очень велик, люди старательно учатся, слушают.
Я рассматриваю фотографии в альбоме. Неширокое пространство московских
квартир: пять метров от занавешенного тюлем окна до лакированного комода эпохи
развитого социализма. Евреи сидят плечом к плечу вокруг стола, занимающего почти
всю комнату. Молодые бородатые лица, все кажутся мудрецами и праведниками. Жены
в косынках, одухотворенные глаза. Йешаягу
помнит всех,
называет десятки фамилий.
- Я катастрофически плохо запоминаю имена и фамилии. Но русских евреев помню
всех, даже самые длинные и трудные имена.
Он с гордостью и явным трудом произносит замысловатые звукосочетания:
-
Прохоровский, Пятигорский, Ломоносов.
- А кто такой Ломоносов?
- Как, ты не знаешь Мишу Ломоносова из Московского университета? Он и вся его
семья стали религиозными.
- Были ли
какие-нибудь смешные происшествия, забавные истории?
- Однажды шел урок Торы на частной квартире. В дверь постучали агенты КГБ.
Хозяин квартиры не впустил их. Через несколько минут они вошли через окно. И
стали проверять документы. Раввин Гольдберг из Манчестера, который вел урок,
тоже достал паспорт - британский. Когда они увидели, что учитель - иностранец,
тут же извинились и ушли, забрав при этом трех молодых людей с собой. В тот
момент им не нужен был международный скандал. Ребята же пострадали, их выгнали
из институтов.
В другой раз урок проходил в доме у "леди из миквы". Она предоставила свою
квартиру для занятий. Пришел слесарь чинить краны на кухне. Через несколько
минут хозяйка извинилась и спросила, не может ли он участвовать в занятии.
Оказалось, что слесарь - еврей.
Но самая неприятная история вышла у меня с одной еврейкой из Бельгии. На
обратном пути я обнаружил, что она привезла в Россию видеокамеру и снимала все,
что происходит. Уроки, людей, даже метро и улицы! Как она осмелилась: ведь это
противоречило советским законам. Ее могли схватить и отобрать кассету, увидеть,
кто ходит на подпольные уроки. Я сержусь на нее до сих пор. Я сказал ей: "За то,
что вы снимали Москву, я отбираю у вас кассету! Не улетите в Бельгию, пока не
отдадите". Она протестовала, говорила, что кассета нужна для отчета перед
еврейской общиной, но я настоял на своем. Эта кассета и сейчас у меня хранится.
Видите, снимала даже в аэропорту Шереметьево, а ведь это военный объект! Трудно
представить, что было бы, если бы ее задержали.
У меня никаких "проколов" не было. Я знал, как готовить людей к поездке.
Главное - таможня. Надо знать, как отвечать на вопросы. "Зачем вы везете
свечи?". "На случай забастовки электрической компании". "У нас в стране не
бывает забастовок!"… "А эти маленькие свечки?". "У нас есть такой обычай: в
первый день мы зажигаем одну, во второй - две...". "Зачем?". "На счастье". Чтобы
снова побывать в вашей замечательной стране"… "А эта витая свеча зачем?". "Это
на случай перебоев с электричеством. Она долго горит".
Мы проделали отличную работу, я горжусь тем, что нам довелось совершить. Это
часть истории еврейского народа.
Мы благодарим гостеприимного хозяина и покидаем Нетанию. За окном
поблескивает море цвета ковра в гостиной Йешаягу
Гирша.
Журнал «Поиск», Иерусалим
|